19 октября состоялось заседание президиума Государственного совета, участники которого обсудили проект транспортной стратегии России, рассчитанной на период до 2030 года и включающей прогноз на более отдаленный период, более дальний горизонт – до 2035-го.
Согласно стратегии планируется четырехкратный рост скорости мультимодальных перевозок несырьевых грузов – до 1000 км/сут., приведение в нормативное состояние не менее 85% инфраструктуры ЕОТС при сегодняшних 62%. 100% перевозочных документов должны быть переведены в электронный вид, мощности железнодорожной инфраструктуры для экспорта – вырасти до 327 млн т, а объемы перевалки грузов в морских портах – на 438 млн т.
Согласно базовому сценарию до 2035 года должен произойти рост грузовых и пассажирских перевозок в соответствии с транспортно-экономическим балансом.
А именно – рост погрузки на 11% с учетом перехода от сырьевой к сервисной экономике. Контейнеры прирастут в 2,2 раза, до 11,2 млн т, объем контейнерных перевозок в транзитном направлении по территории страны (всеми видами транспорта) может составить до 3,7 млн ДФЭ в год, перевозки железнодорожным транспортом – на 39%, до 1 772 млн т, перевозки водным транспортом – в 2 раза, с фактических 108 млн по итогам 2019 года до 222 млн т.
Суммарный объем торговли между странами, тяготеющими к МТК Север – Юг, в 2019 году составил более 200 тыс. ДФЭ. На горизонте до 2035 года объем торговли вырастет до 400 тыс. ДФЭ, из которых 50 тыс. ДФЭ – товары с высокой добавленной стоимостью, которые в будущем могут доставляться транзитом через Россию.
В дальнем сообщении объемы всех перевозок вырастут на 32%, городские и пригородные – на 15 п. п.
Подробнее о документе читайте в материале «Упор на цифру, баланс, доступность и регионы: какой будет транспортная стратегия – 2035?».
О рисках и проблемах, которые существуют в транспортной отрасли и могут стать рисками для реализации документа, читайте по ссылке.
Изъятие SSJ-100 у авиакомпании «Якутия»
Во время обсуждения на заседании президиума Госсовета проекта Транспортной стратегии России до 2030 года с прогнозом до 2035 года глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал президенту России о том, что ведомство и Государственная транспортная лизинговая компания (отзовут у авиакомпании «Якутия» самолеты Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), если продолжатся проблемы с их своевременным обслуживанием.
«К сожалению, мы уже на протяжении нескольких лет получаем негативный опыт, связанный с тем, что либо это менеджмент, либо еще какие-то причины, но обслуживание самолетов не осуществляется своевременно», – сказал Д. Мантуров.
ГТЛК требует от авиакомпании «Якутия» приведения эксплуатируемых воздушных судов в технически исправное состояние. «Компании и акционеру не раз указывалось на необходимость выстраивания финансовой модели, в меньшей степени зависящей от поступления господдержки от региона. Тем не менее до настоящего времени никаких значимых решений по данному вопросу не принято», – сообщили в компании.
Мнения экспертов об этой ситуации читайте в материале «В сухом остатке: авиакомпания «Якутия» создает опасную ситуацию на рынке».
Новый начальник Горьковской железной дороги
В среду, 20 октября, на видеоконференции глава РЖД представил коллегам нового начальника Горьковской железной дороги – Сергея Дорофеевского. Ранее он занимал должность первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги.
Он родился 19 декабря 1970 года в городе Кемь Карельской АССР. В 1993 году окончил Петербургский государственный университет путей сообщения по специальности «организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте». Трудовую деятельность начал дежурным по ст. Паньгома Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги. В дальнейшем прошел трудовой путь от дежурного по станции до начальника Октябрьской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД». С февраля 2018 года и до настоящего времени был первым заместителем начальника Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Анатолий Лесун, прежде занимавший должность начальника Горьковской магистрали, покинул свой пост 25 сентября в связи с избранием в депутаты Госдумы РФ.
Строительство железнодорожной ветки из Якутии
По итогам ВЭФ 2021 года президент страны Владимир Путин поручил рассмотреть вопросы «о строительстве железнодорожной линии от Эльгинского угольного
месторождения до к Тугурского залива Охотского моря (Эльга – Чумикан), обратив внимание на оценку экономической целесообразности проекта такого строительства и предусмотрев механизмы реализации этого проекта, объем и источники его финансирования». Срок реализации поручения – до 1 декабря 2021 года. Ответственный – руководитель кабмина Михаил Мишустин.
По проекту протяженность дороги Эльга – Чумикан составит около 500 км. Провозная мощность прогнозируется на уровне около 30 млн т, ветка покроет до 70% потребностей компании в экспорте угля. Сроки строительства составит 5 лет, окупаемость проекта – около 7 лет.
Вместе со строительством нового порта и подвижным составом проект частной линии оценили в 97,1 млрд руб., из них 37,3 млрд руб. будут затрачены на железнодорожную линию. Таким образом, 1 км дороги оценили в 74,6 млн руб. Еще 28,4 млрд руб. предназначено на закупку подвижного состава, а создание порта у поселка Чумикан на побережье Охотского моря обойдется в 31,4 млрд руб.
В середине сентября правительство не поддержало «Эльгауголь» в проекте прямой дороги из Якутии к Тихому океану. Вместо этого предлагалось расширить БАМ за 332,6 млрд руб., которые поступят из инвестпрограммы ОАО «РЖД» и ФНБ. Эксперты назвали такой вариант логичным, отмечая, что включение новой ветки в государственные планы создало бы слишком много сложностей.
Подробнее о железной дороге из Якутии «Расширить БАМ vs построить новую ветку из Якутии?».
Ужесточение противоэпидемических мер на всех видах транспорта
На заседании президента РФ с членами правительства вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила, что регионам РФ и компаниям-перевозчикам следует ужесточить противоэпидемические меры на всех видах транспорта, а также организовать контроль за их исполнением.
Она отметила, что в общественном транспорте, такси и местах массового пребывания людей также должна быть усилена дезинфекция. «Регионам необходимо усилить контроль за соблюдением всех ограничительных мероприятия в соответствии с установленным законодательством», – сказала она.
Днем ранее руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Владислав Султанов сообщил, что пассажиры с приспущенной маской в транспорте Москвы будут оштрафованы.
Контролеры в московском общественном транспорте будут вынуждены выписать пассажиру постановление о правонарушении при отсутствии маски или в случае, если она не закрывает органы дыхания.
Штраф за отсутствие масок в общественном транспорте столицы составляет 5 тыс. руб.
Снижение тарифов на перевозку
ОАО «РЖД» снизило тарифы на перевозку продукции деревообработки, проката черных металлов, алкогольной продукции, газового конденсата, серной кислоты и грузов в рефрижераторных контейнерах.
Так, с 30 октября начинают действовать следующие скидки: 35% – на внутрироссийские и экспортные перевозки продукции деревообрабатывающей промышленности в крытых вагонах со станций Дальневосточной железной дороги. Она будет действовать по 31 декабря 2025 года; 50% – на перевозки алкогольной продукции в 40-футовых рефконтейнерах со станций Черняховск и Дзержинская-Новая (Калининградская область) на ст. Белый Раст (Подмосковье). Она будет действовать по 31 декабря 2022 года.
Также скидки на 36,3% – на внутрироссийские и экспортные перевозки проката черных металлов в полувагонах со ст. Войновка (Тюменская область) – будут применяться до конца 2021 года только на дополнительный объем перевозок, превышающий суммарно 102 тыс. т за 2021 год. На 39% – на дополнительный объем внутрироссийских и экспортных перевозок серной кислоты в цистернах со станций Верхняя и Ревда Свердловской железной дороги, Медногорск, Пирит и Электростанция Южно-Уральской железной дороги в направлении станций: Кошта Северной железной дороги, Юльевка Приволжской железной дороги и Волховстрой II Октябрьской железной дороги – суммарно свыше 315 тыс. т в год; в направлении станций Белореченская и Невинномысская Северо-Кавказской железной дороги, Сала Октябрьской железной дороги, Маклец, Северная и Красное (эксп.) Московской железной дороги (далее – Шилайняй, Литовские железные дороги) – свыше 220 тыс. т в год.
Скидка будет применяться до 31 декабря 2022 года. При этом в период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022-го суммарный объем перевозок серной кислоты со ст. Пирит должен составить не менее 470 тыс. т в год, со станций Верхняя, Ревда, Медногорск и Электростанция – не менее 1549 тыс. т в год, в том числе не менее 970 тыс. т в год в направлении иных станций назначения (за исключением станций Кошта, Юльевка, Волховстрой II, Сала, Белореченская, Невинномысская, Маклец, Северная, Красное (эксп.)).