Цифровизация сама по себе обсуждалась достаточно долго, и постоянно рождались новые темы – блокчейн, смарт-контракты… Но, по сути, мы переводим нашу деятельность по перевозке на цифровой язык, который будет понятен для новых субъектов деятельности, новых участников перевозочного процесса, – это информационные системы, тот самый искусственный интеллект, беспилотные транспортные системы и средства обработки грузов, сети интернета вещей, которые будут самостоятельно выступать заказчиками и потребителями транспортных услуг. Это глобальный тренд – наращивание роботизации и применения искусственного интеллекта (ИИ) и повышение с их помощью эффективности хозяйственных механизмов. Роль людей будет уменьшаться, особенно в рутинных операциях – там все больше потоки данных и все меньше времени на их обработку. ИИ будет справляться с этим гораздо лучше.
Кто первым начнет применять адекватные инструменты, тот и выиграет мировую гонку за технологическое лидерство, получит всю технологическую ренту развития. Глобальная прозрачность перерастет в экономическую кластеризацию. Китай уже завершает создание Всестороннего регионального экономического партнерства, то есть замыкается в экономический кластер. То же самое происходит на Американском континенте, в меньшей степени – на Европейском. Где в этом наше место? Мы должны соединять. Наши большие территории объединяют эти кластеры между собой, поэтому акцент на развитие – это международные транспортные коридоры и обеспечение бесшовных, наилучших из возможных условий перевозки по ним. Это не только маршрут Китай – Европа, но и МТК Север – Юг, перевозки внутри ЕАЭС.
Пандемия также высветила возросшие эффекты интернет-торговли. Все меньше предсказуемость транспортных потоков, все больше – волатильность. В связи с этим наши стратегии цифровой трансформации должны быть увязаны по срокам, задачам и целям с аналогичными в базовых смежных отраслях – энергетики и продовольствия.
Транспортная отрасль лидирует в готовности к цифровой трансформации, более половины компаний переходят на новые бизнес-модели, основанные на цифровых технологиях, и у нас возникает двойная стратегическая задача – найти новые кадры с необходимыми компетенциями и понять, что делать с теми, кто высвобождается в результате внедрения новых технологических решений. В транспортном комплексе это потенциально очень большое количество людей. Более 60% компаний считают кадровую проблему ключевой в процессе цифровой трансформации.
Есть и еще одна важная деталь – оторванность лидеров цифровой трансформации, критически отличающийся уровень цифровой зрелости. Но я не вижу в этом ничего плохого. Именно лидеры будут задавать планку для всех остальных. В логистике новые игроки уже исповедуют принцип платформенных решений и экосистем. И это обосновывает ответственность и государственную значимость этих систем. Важно осознавать также риски информационной безопасности.
Обобщая все вышесказанное, подчеркну: ключевое место в стратегии цифровой трансформации транспортного комплекса должна иметь защищенная цифровая платформа, основанная на предоставлении данных в реестровом виде, с недискриминационным доступом для всех участников транспортно-логистической деятельности.
* По материалам выступления на транспортно-логистической конференции PRO//Движение.Digital.
Автор: Евгений Ткаченко, заместитель директора департамента цифровой трансформации Министерства транспорта РФ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.