+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.10.2015 14:54:32
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Реформа «Укрзализныци»: задача со многими неизвестными

Менее квартала осталось до начала работы новой акционерной компании, создаваемой на базе государственной администрации железнодорожного транспорта, – как анонсировало правительство Украины, ПАО «Укрзализныця» должно начать свою деятельность с 1 января 2016 года. Однако этот шаг является лишь частью комплекса задач, запланированных на начальном этапе реформирования железнодорожной отрасли республики. Прочие могут остаться невыполненными, что поставит под вопрос как эффективность реформы в целом, так и желание руководства страны добиваться ее реализации.
 

Ход реформы: не без срывов

Процесс реформирования «Укрзализныци» официально стартовал с конца 2006 года, когда в декабре правительство утвердило концепцию госпрограммы реформирования железнодорожного транспорта. Этот документ сегодня не отменен, хотя явно устарел – концепция предусматривала полное завершение реформы в 2015-м. Тем не менее соответствующая госпрограмма реформирования была разработана и утверждена в 2009 году, также со сроком завершения в 2015-м, затем срок был перенесен на 2019 год. В этом виде директива, получившая наименование «Государственная целевая программа реформирования железнодорожного транспорта на 2010–2019 гг.», остается действительной и сегодня, и именно на нее ссылается Мининфраструктуры как на базовый документ начавшейся сегодня реформы. Однако ГЦП уже сорвана по срокам реализации – так, согласно документу, акционирование «Укрзализныци» должно было состояться на первом этапе реформы, в конце 2012 года.


Второй этап, согласно ГЦП, должен завершиться в 2015-м, при этом должен быть выполнен целый ряд пунктов, глубинных по смыслу реформирования: создание совместно с региональными властями пассажирских компаний в сфере пригородных и региональных перевозок, обеспечение организационно-правовых условий для выхода на сеть частных операторов пассажирских перевозок, внедрение свободного ценообразования в конкурентных сегментах рынка транспортных услуг.


Все эти задачи не только не выполнены, но и не выносились на повестку дня. В то же время и ГЦП гораздо уже, чем модель реформы, разработанная Мининфраструктуры на ее основе, – в частности, в модель заложено создание института частных перевозчиков, чего нет в целевой программе. Подобная непоследовательность, безусловно, является следствием отсутствия преемственности государственных решений – иными словами, неэффективности системы госуправления, сделавшей «Укрзализныцю» заложницей сиюминутных интересов.

Та же половинчатость решений сохранилась и сегодня, когда реформа уже двинулась вперед и находится на начальном этапе – стадии корпоратизации «Укрзализныци». Так, согласно плану этого этапа, в 2015 году должны состояться изменения тарифообразования в сфере грузоперевозок – это анонсировано как начало реформы тарифной системы в сфере железнодорожного транспорта. Однако к середине октября данный пункт все еще пребывает без видимого движения. Но главным проблемным вопросом этапа является иной – принятие до конца года новой редакции закона «О железнодорожном транспорте». Этот документ содержит в себе ключевые положения реформы, а также очерчивает основные черты создаваемого ПАО «Укрзализныця» – в частности, закрепляет статус госсобственности для пакета акций компании. Соответствующий законопроект, разработанный Мининфраструктуры, передан для рассмотрения в правительство в октябре, затем будет направлен для утверждения в парламент. Важно, что новый закон фактически призван синхронизировать создание ПАО «УЗ» с запретом на его приватизацию, однако времени на его принятие остается мало, в особенности с учетом низкой продуктивности работы законодателей, уже неоднократно замеченных в торможении реформ и лоббировании групповых интересов. Таким образом, несоблюдение согласованности в реализации отдельных пунктов реформы может обернуться искривлением ее генерального курса.

Задачи без конкретики

Характерно, что план-график реформы пока анонсирован практически лишь до конца года, что оставляет открытым вопрос дальнейших направлений ее реализации. Непонятно пока, когда и чем конкретно должен завершиться первый этап реформы, поскольку его задачи сформулированы обтекаемо. Так, его основным содержанием должно стать создание единого акционерного общества, однако сроки и наполнение пункта пока известны лишь фрагментарно (в частности, формирование организационной структуры компании должно завершиться в 2016 г.). «Существуют долго-, средне- и краткосрочные планы последующих мероприятий по созданию акционерного общества» – указано в презентации реформы, обнародованной Мининфраструктуры в сентябре 2015 года, однако эти планы пока не озвучены, соответственно, трудно судить о глубине и скорости структурных преобразований в отрасли.


Без четкого плана модель реформы выглядит декларативно, направления реформирования – неконкретно. Так, создание ПАО «Укрзализныця» (первый этап) должно сопровождаться созданием Агентства железнодорожного транспорта – принципиально нового для Украины органа госрегулирования рынка железнодорожных перевозок, охватывающего сферу доступа к инфраструктуре. Этот же орган призван координировать деятельность ПАО «УЗ», однако его создание отнесено ко второму этапу, тогда как создание самого ПАО – к первому. К тому же создание подобного агентства не предусмотрено ни единым нормативным документом из числа регламентирующих реформу – ни существующим, ни разрабатываемым.


Неочевидной выглядит и последовательность нормативного оформления взаимоотношений рынка с новым субъектом в лице ПАО «УЗ». Так, три основополагающих документа (новый Устав железнодорожного транспорта, а также Правила и Порядок равноправного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования) должны быть утверждены только спустя 3 месяца после принятия нового закона «О железнодорожном транспорте» – фактически через квартал после начала работы самого ПАО. Размыты сроки принятия ряда прочих документов, ключевых для бизнеса. Так, в течение 2016 года будут утверждены: методика расчета тарифа на услуги инфраструктуры, порядок расчета инвестиционной составляющей тарифа на инфраструктуру, порядок заключения регуляторного (сетевого) контракта с оператором инфраструктуры. Подобная неопределенность со сроками реформы не идет на пользу бизнесу, поскольку не дает возможности спланировать стратегию – это, в частности, может сказаться на перспективах развития рынка частных перевозчиков и операторов тяги.

Тарифная революция

Особо чувствительным для грузовладельцев обещает стать тарифный аспект реформы – хотя бы потому, что у участников рынка накопилось много вопросов и претензий к железнодорожникам по части прозрачности тарифообразования. Согласно модели реформы, обновление тарифообразования будет происходить на двух первых ее этапах – иначе говоря, обещает стать достаточно затяжным. Конкретики здесь также пока мало, хотя «Укрзализныця» заявляет о начавшейся уже разработке новой тарифной системы, где тариф будет представлен тремя составляющими (инфраструктурной, вагонной, локомотивной) с выделением инвестиционной части в регулируемых тарифах. Сколько потребуется времени на разработку и внедрение этой принципиально новой системы, пока не ясно, однако предварительные оценки железнодорожники дают – порядка 2 лет.

Равным образом неизвестны сроки оптимизационных изменений существующей системы тарифов – этот этап анонсирован как призванный повысить эффективность работы железнодорожного транспорта и транспортной системы страны в целом (в том числе обеспечить переориентацию грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт). Данная задача ставится как устранение диспропорций в существующих тарифах, однако будет ли оно произведено и в каком объеме, пока не ясно. Между тем Мининфраструктуры и «Укрзализныця» предусмотрели здесь ряд важных нововведений: выравнивание базового тарифа для инвентарных (государственных) и частных вагонов, унификацию тарифов на порожний пробег, ликвидацию градации тарифов по видам грузов.

Ближайшая цель – инвестиции

Несомненно, перечисленные тарифные инициативы направлены на улучшение финансового положения железнодорожной отрасли; эта же цель ставится как ключевая при создании ПАО «УЗ». Решаться она должна через приток инвестиций – как рассчитывает правительство, акционированная «Укрзализныця» будет иметь повышенную инвестиционную привлекательность. «Прозрачная система управления и упорядочение движения финансов в рамках ПАО создадут более понятные правила для кредиторов и больше возможностей для привлечения финансирования», – указано в материалах Мининфраструктуры. По оценке министерства, улучшение технического состояния инфраструктуры и подвижного состава за счет притока инвестиций может ожидаться уже через год-два после старта работы ПАО «УЗ». Однако само по себе акционирование – еще не аргумент для международных финансовых институтов, на которые главным образом делает ставку как на потенциальных инвесторов нынешнее руководство «Укрзализныци» и Мининфраструктуры. Как известно, в государственном сегменте украинской экономики уже присутствуют акционированные компании, однако практически все основные из них признаны правительством неэффективными и по этой причине подлежащими приватизации. Кроме того, инвесторам, помимо прозрачности компании, требуется наличие у нее эффективной стратегии развития, но именно отсутствие стратегического курса является недостатком, общим для государственного сектора украинской экономики. Очевидно, поэтому «Укрзализныця» наряду с задачей акционирования сосредоточилась и на формировании стратегии для новой компании – концепции развития ПАО «УЗ». Ее принятие должно стать одним из первых шагов в работе обновленной «Укрзализныци», а заодно и проверкой эффективности новой вертикали управления отраслью. Как известно, в сегодняшней системе госуправления республики подобные планы могут оставаться без движения годами.

Владимир Каткевич 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions