Напомним, что UCL Rail, куда входит АО «ПГК», в настоящее время возглавляет первую тройку крупнейших операторов железнодорожного подвижного состава. Второе и третье места в топе занимают соответственно АО «Федеральная грузовая компания» и Globaltrans Investment plc. Согласно совместному рейтингу журнала «РЖД-Партнер» и INFOLine, по итогам I полугодия 2015 года на долю трех крупнейших железнодорожных операторов пришлось 34% совокупного парка, находящегося в управлении операторских компаний.
В ответ на запрос РЖД-Партнер в ПГК сообщили, что сведения о ведущихся переговорах, представляющих коммерческую тайну, компания не раскрывает. Подтвердить или опровергнуть данную информацию в ПГК не смогли.
Тем не менее, по словам начальника управления корпоративных коммуникаций АО «ПГК» Дмитрия Баукова, в целях поддержания баланса численности парка ПГК действительно рассматривает различные способы его восполнения, включая аренду по долгосрочным и краткосрочным договорам, консолидацию с менее крупными игроками, а также приобретение необходимого количества подвижного состава.
«Сегодня, с учетом необоснованно завышенной стоимости нового подвижного состава и текущей доходности, механизм аренды вагонов более предпочтителен, -- пояснил Д.Бауков. -- Приобретение новых вагонов сегодня не оправдано с точки зрения экономической эффективности их эксплуатации, включая стоимость обслуживания, затраты на ремонт, и окупаемость в целом».
В ООО «УВЗ-Логистик» на запрос РЖД Партнер пока не ответили, однако тот факт, что «УВЗ-Логистик» достаточно давно ведет переговоры о консолидации парков с различными операторскими компаниями, был известен и ранее. Напомним, что по данным на 1 июля 2015 года ООО «УВЗ-Логистик» управляет более 38 тыс. вагонов, причем более 2/3 парка составляют универсальные полувагоны.
Несмотря на то, что по итогам первой половины 2015 года парк подвижного состава группы UCL Rail уменьшился на 3,9%, он остался самым крупным по количеству вагонов в управлении (более 185 тыс. единиц). Снижение численности парка наблюдалось и у других операторских компаний: например, в управлении АО «ФГК» объем подвижного состава за 6 месяцев сократился на 2,7% к уровню по состоянию на 1 января 2015-го. В целом для I полугодия 2015 года была характерна тенденция сокращения парка подвижного состава на сети РЖД, а не роста, как это было в 2010–2014 гг.
Стоит пояснить, что операторов интересуют, в первую очередь, не сами вагоны, а подвижной состав с привязанной к нему грузовой базой. Не случайно, в 2015 году продолжалась консолидация объемов перевозок крупных операторских компаний. По итогам I полугодия 2015-го на долю 30 крупнейших игроков пришлось более 85% грузов на рынке. Год назад этот показатель составлял 75%. У Топ-3 компаний данные значения равняются 38 и 34% соответственно. В 1 полугодии 2015 года объем перевозок ООО «УВЗ-Логистик» вырос на 35,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Марина Ермоленко