Причиной инициации судебного разбирательства стало присуждение заказа на поставку 60 электропоездов швейцарскому производителю подвижного состава Stadler напрямую без проведения конкурса. Оператор пошел на такую меру, сославшись на срочные и непредвиденные обстоятельства.
Несколькими месяцами ранее «Железные дороги Нидерландов» провели тендер, по итогам которого заказали 118 электропоездов у испанского производителя CAF. По условиям контракта стоимостью около 510 млн евро, о заключении которого сообщили 5 декабря, поезда должны быть введены в эксплуатацию в 2018 году.
Практически сразу после заключения контракта с CAF в Nederlandse Spoorwegen сообщили, что «для обеспечения пассажиров достаточным количеством сидячих мест в любых обстоятельствах» необходимо запустить дополнительные поезда ранее 2016 года, поэтому компания рассчитывает без проведения тендера приобрести ещё 60 электропоездов у Stadler, который имеет возможность поставить их в этот короткий срок. Возможность аренды поездов в компании посчитали неприемлемой.
Машиностроительные концерны Франции и Канады, Alstom и Bombardier, также были заинтересованы в заключении контракта, отмечают в Nederlandse Spoorwegen. Компании подали свои иски, но пока не делали официальных заявлений по этому поводу.
Финансовый директор Nederlandse Spoorwegen Энгельгардт Роб выразил сожаление в отношении создавшегося положения, подчеркнув, что оно не отвечает интересам голландских пассажиров, поскольку компания нуждается в большем количестве электропоездов. «Мы уверены и действуем аккуратно. Судебное разбирательство может привести лишь к отсрочке поставки поездов Sprinter», – заметил он.
В Nederlandse Spoorwegen также отмечают, что стороны не смогли доказать возможность удовлетворения потребностей оператора до конца 2016 года. При этом Stadler способен поставить электропоезда в срок, поскольку уже работает над необходимыми процедурами допуска на голландские железные дороги.
Это второй подобный прецедент срочного заказа Nederlandse Spoorwegen подвижного состава в обход тендера за последнее время. Предыдущий случай касался покупки у Bombardier 19 локомотивов Traxx в декабре 2013 года, поставка которых сейчас завершается. Локомотивы были приобретены в связи с неудачным запуском итальянских поездов производства AnsaldoBreda на маршруте Fyra, связывающем Амстердам и Брюссель. Тогда никаких претензий к Nederlandse Spoorwegen не поступало.