23 мая 2002 года в Москве состоялась встреча Министра дорог и транспорта Ирана Ахмада Хоррама и Министра путей сообщения России Геннадия Фадеева, основной темой которой была работа международного транспортного коридора «Север-Юг», проходящего с севера/северо-запада России через Каспийское море и Иран к Персидскому заливу. Российские эксперты ожидают увеличения грузопотока по МТК до 12-15 миллионов тонн в год за ближайшие пять лет. Иранские эксперты предсказывают, что при создании необходимых условий объемы перевозимых по транспортному коридору грузов могут через 10 лет достичь 40 миллионов тонн в год.
Узкое место - возможности российских портов
Узким местом МТК «Север-Юг» являются порты России на Каспийском море - Астрахань, Махачкала и Оля, не способные обрабатывать такие объемы грузов. Пока отсутствует железнодорожная ветка к порту Оля – ее строительство должно начаться вскоре. Здесь также будет построен новый контейнерный терминал. В Махачкале строятся два новых причала длиной по 350 метров, запланировано устройство железнодорожной паромной переправы.
С целью форсировать развитие коридора «Север-Юг» иранское правительство объявило о готовности участвовать в финансировании обновления инфраструктуры российских портов на Каспии. Строительство нового иранского порта Амирабад на Каспии было в прошлом году завершено. Закончилось и строительство железнодорожной ветки до станции Сари. Помощь в финансировании оказывал швейцарский концерн ТрансИнвест, к которому относятся такие фирмы, работающие на направлении Европа – Азия, как M&M Militzer&Muench, TransRail и СоюзВнешТранс. ТрансИнвест инвестировал также в каспийский флот и вагоны для Иранской железной дороги.
Президент концерна ТрансИнвест Вернер Альберт обосновывает вложения с одной стороны многолетними традициями компаний группы (например, Iran Harekat Investments PFSC, Teheran) непосредственно на иранском транспортном рынке – при транспортировке по железной дороге или автотранспортом, перевалке в портах и складировании грузов. С другой стороны, он указывает на значительные перспективы Ирана как центра трансконтинентальных железнодорожных перевозок. Tarabari Rail, также относящееся к концерну – это ведущий грузовой агент Иранской железной дороги RAI.
«Еще в середине 90-х годов основной интерес Ирана был сосредоточен на железнодорожном сообщении с государствами Средней Азии», пояснил В.Альберт. Большой успех этого направления после открытия участка Мешхед-Сарахс, соединившего железнодорожную сеть Ирана со среднеазиатской, побудил иранское правительство энергично заняться расширением возможностей международных железнодорожных перевозок через страну.
Проекты и инициативы Ирана по развитию международных железнодорожных перевозок разнообразны. Это, во первых, коридор «Север-Юг», проходящий через Каспийское море. Совместно с Турцией продолжается работа над развитием контейнерных перевозок в направлении Восток-Запад по маршруту Стамбул – Тегеран – Ташкент - Алма-Ата. Первые контейнерные поезда (пока тестовые) уже прошли по этому маршруту.
Время транспортировки грузов между портами Персидского залива и Центральной Азией должно сильно сократиться после окончания строительства 800-километровой железнодорожной ветки Мешхед-Бафк. Магистраль, по которой пойдут исключительно грузовые поезда, сократит расстояние между туркменской границей и портом Бандар-Аббас почти наполовину. Кроме того, она должна разгрузить железнодорожный узел Тегеран. Сейчас идут поиски инвесторов строительства.
Участок Бафк-Бандар-Аббас, по которому проходят почти все поезда из и в порт Бандар-Аббас, уже оснащен современной сигнализацией для повышения пропускной способности. Участок Мешхед – Тегеран сделан двухпутным для повышения эффективности перевозок.
Запланирован выход к Средиземному морю
В рамках развития международных перевозок в перспективе планируется строительство железных дорог и в других направлениях – через Ирак и Сирию к Средиземному морю, соединение с железнодорожной сетью Пакистана посредством строительства участка от Кермана до границы соседнего государства. Рассматривается также вопрос соединения железнодорожной сети Ирана с азербайджанской через Астару. Это позволило бы сократить путь до Черного моря и получить еще одну возможность выхода на Россию. Большое внимание из-за рубежа уделяется также строительству первой в Иране скоростной железной дороги Тегеран – Гхом – Исфахан, предназначенной, правда, только для пассажирских перевозок, сообщает International Transport Journal.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.