• Ставка на полувагон
    1600
    0 %
    руб./сут.
    август 2022
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2022Г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 58.1 0 EUR ЦБ РФ 56.48 0
    BTC 19141.72 usd BTC 1152905.80 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.07.2022 16:54:15
Разное / Интервью
РЖД-Партнер

Россия не отказывается от лунных экспедиций

Строительство станции на Луне начнется года через четыре. За это время России необходимо проложить космические маршруты, а для этого нужны как инвестиции, так и технологии, рассуждает Николай Неплюев, экономический эксперт и частный консультант в сфере инвестиций. Он рассказал РЖД-Партнеру, что Китай намерен реализовать этот проект в тесном сотрудничестве с Россией.
Россия не отказывается от лунных экспедиций
– Николай, год назад Китай и Россия подписали совместный меморандум о создании Международной научной лунной станции, она должна сменить МКС. Что с этим проектом?

– МКС, совместный проект американского НАСА и «Роскосмоса», с технической точки уже устарел, что признают и западные специалисты, и российские. Первый ее модуль был запущен в 1998 году. Срок службы станции продлевался дважды, в последний раз – до 2024 года.

Американцы предполагают использовать МКС вплоть до 2030 года. Но у США нет технических средств, которые бы способствовали сохранению станции в рабочем состоянии. А в условиях действия санкций, наложенных на предприятия «Роскосмоса» (на ЦНИИмаш и  ракетно-космический центр «Прогресс»), сотрудничество с западными партнерами на МКС и вовсе нецелесообразно.

– МКС уйдет, кто займет освободившееся место на орбите?

– Уход с МКС актуализирует вопрос создания собственной национальной орбитальной станции. Проект постройки орбитальной служебной станции активно обсуждается, первый этап по эскизному проектированию станции стартовал. Известно о заключении госконтракта на разработку этого эскизного проекта, его взялась подготовить ракетно-космическая корпорация «Энергия».

– Еще раз про Международную научную лунную станцию задам вопрос. На Ваш взгляд, российско-китайский проект жизнеспособен?

– Концепция создания МНЛС предусматривает три этапа работ: исследование, строительство и эксплуатацию. В рамках первого этапа до 2025 года к Луне могут отправиться шесть исследовательских аппаратов – по три от каждой стороны. «Чанъэ-4» уже совершил мягкую посадку на обратной стороне Луны. Остальные («Чанъэ-6» и «Чанъэ-7», «Луна-25», «Луна-26» и «Луна-27») только готовятся к полетам.

Строительство самой лунной станции – это второй этап реализации программы. Он начнется года через четыре. К 2035 году на Луне планируют возвести все основные объекты. Если судить по представленной «Роскосмосом» презентации, то на территории лунной станции будут установлены командный центр, телекоммуникационный модуль, энергетический модуль, модуль наблюдения, взлетно-посадочная площадка, а также лабораторный, технологический, исследовательский модули и модуль связи с Землей.

– Каков объем инвестиций в реализацию проекта?

– Если оценивать объективно, то на первом этапе ни России, ни Китаю выделять специальное финансирование на строительство шести исследовательских аппаратов не потребуется – они и так будут построены.

Однако проект создания непосредственно лунной базы потребует вложений как финансовых. так и технических средств. Россия пока не имеет такого потенциала. Китай имеет, для Китая подписание меморандума и вовсе стало хитрым дипломатическим ходом: американцы блокировали их участие в МКС, опасаясь копирования западных космических технологий, они вошли в проект с другой стороны.

– Вы не исключаете такой возможности?

– Да, КНР может во время совместной работы с Россией скопировать какой-нибудь компонент производства.

Поэтому я уверен, что России сейчас лучше сосредоточиться на реализации собственной лунной программы. При всем этом полностью ставить крест на проекте создания на лунной поверхности полноценной станции я бы все же не спешил. Хорошим знаком можно считать подтверждение китайской стороной в феврале 2022 года готовности к активному сотрудничеству – полноценное межправительственное соглашение может быть подписано в течение года. ​​​​​​​

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
  • Перевозка сборных грузов: спрос растет?
    Как в последнее время изменились маршруты отправки сборных грузов, насколько в этой сфере сейчас сильна конкуренция между различными видами транспорта, как сберечь ценные грузы в пути следования и не наткнуться на недобросовестного перевозчика, а также почему сейчас вырос спрос на сборные отправки и надолго ли это – эти и другие вопросы обсудили участники онлайн-семинара «Перевозка дорогостоящих, в том числе сборных, грузов мелкими партиями», организованного журналом «РЖД-Партнер». Читайте наш специальный проект по ссылке.
  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions