Как ведут себя на этом фоне акции транспортных компаний? Достаточно волатильно. Тем не менее они не выламываются из общего тренда. Поэтому прежде всего необходимо понять наиболее общие тенденции.
В целом участники фондового рынка оценивают его падение на 20–30%, что соответствует параметрам 2020 года. Поэтому текущую ситуацию на российском фондовом рынке многие аналитики сравнили с его падением во время локдауна. Например, так считает директор инвестиционного блока «Системы Капитал» Константин Асатуров. А по подсчетам ряда инвесторов, рынок вернулся едва ли не на позиции 2018 года.
Вместе с тем рынок ведет себя турбулентно. И при нейтрализации данного тренда способен выйти на позиции, близкие к нормализации, отметил управляющий директор, главный стратег группы «Атон» Александр Кудрин.
Задача в общем виде
Если мы посмотрим на индекс Мосбиржи за последние 15 лет, то увидим, что дивиденды росли в среднем на 10–20% в год, а ожидаемые дивиденды на 2022 год почти в 2 раза выше доковидного максимума, сообщил директор по инвестициям УК «Открытие» Виталий Исаков. Это указывает на благоприятные прогнозы для рынка в текущем году.
Вместе с тем эксперты обратили внимание на то, что многое будет зависеть от принятых против РФ санкций со стороны Запада. Причем чем их пакет окажется круче, тем сильнее в дальнейшем сложится тренд на повышение мировых цен на многие виды сырья. А это в стратегической перспективе укрепит позиции российских экспортеров на глобальных площадках.
В качестве примера можно привести такой пример. В марте 2018 года Дональд Трамп подписал указ о введении санкций против «Русала». На момент их введения доля этого игрока в мировом производстве составляла 5,8% по готовой продукции и 6,3% – по добыче глинозема.
В структуре поставок компании на долю Европы приходилось 42%, Азии – 17%, США – 10%. В итоге цены на алюминий на лондонской бирже взлетели на 28%, после чего санкции на алюминий были, по сути, нивелированы.
Нечто аналогичное следует ожидать и в 2022 году.
Что касается прогнозов, то уровень дальнейшего падения российского рынка акций по индексу MSCI Russia на базе спотовых цен оценивается на уровне 17,2%. Консенсус-оценка аналитиков – 12,7%. При серьезной эскалации конфликта между РФ и США Аналитики Morgan Stanley прогнозируют снижение рынка на 16%, а при деэскалации – постепенный рост на 70%.
Волатильный транспорт
На этом фоне акции транспортных компаний повели себя достаточно волатильно. На Московской бирже «Аэрофлот» упал на 24% по сравнению с тем уровнем, который был достигнут год назад. «Транснефть» снизила котировки на 2%, «Совкомфлот» – 22,4%, ПАО «Глобалтрак менеджмент» – 34%. При этом акции Дальневосточного морского пароходства выросли в цене на 138,2%, «ЮТэйр» – на 9,5%.
Все это указывает на то, что падение акций нельзя назвать фатальным. Однако поскольку рынку присуща турбулентность, то можно говорить о рисках дальнейшего падения в краткосрочной перспективе. Причем прогнозы здесь строятся на той же основе, что стали характерными для российского фондового рынка в целом.
Иными словами, для улучшений сначала положение дел в различных сегментах транспорта должно стать устойчивее, выровняться. Пока один сектор бросает вверх, а другой – вниз, сложно понять ход дальнейших событий, то есть как поведут себя ценные бумаги в 2022 году.
Пока стабильными являются только морские перевозки в азиатско-тихоокеанском направлении, включая морское плечо Транссиба. Здесь ставки фрахта стабильно растут. Соответственно свои позиции укрепляют и морские перевозчики, что видно по поведению котировок ДВМП. Однако данный эмитент – исключение из общего правила.
Следует понимать, как полагают эксперты, что сейчас сумятицу здесь вносит логистический фактор: колебания в направлениях цепочек поставок и аритмия грузопотоков сбивают доходы перевозчиков. Соответственно им сложно удержаться на волнах рынка.
Улучшений ожидается по мере стабилизации сырьевых рынков. А значит, что в ближайшее время акции транспортных компаний сохранят высокие риски потерь в котировках. И в таком случае когда они достигнут дна, угадать сложно.
Вместе с тем если произойдет дальнейший рост мировых цен на сырьевые товары, то вслед за ним при стабилизации объемов экспорта сложатся предпосылки и для роста ставок на грузоперевозки. На этой волне вполне можно ожидать и улучшений на рынке акций транспортных компаний.
Автор: Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.