На этой неделе завершились закупки на строительство основного пути. Согласно отчету, доступному в системе электронных закупок, право на заключение контракта выиграло французско-польско-итальянское совместное предприятие ERB Rail Baltica JV. Цена контракта, которую они предложили, составила €3,7 млрд. Второй претендент – из Турции, с более дешевым предложением, примерно на полмиллиарда, был в финале отклонен как неподходящий.
В сумму €3,7 млрд, упомянутую в закупке, входят только пути и связанные с ними реконструкции. Придется добавить дополнительные расходы на электрификацию, сигнализацию, станции и грузовые терминалы и др. Поэтому общая стоимость официально не называется.
Хотя подрядчик и найден, строительных проектов – ни большей части пути, ни сопутствующих объектов – пока нет. Эти работы затянулись как минимум на год, а кроме того, на проектирование запрошено значительное дополнительное финансирование – более €40 млн.
Весной Министерство сообщения запросило выделить €46 млн из резервного фонда на покрытие дополнительных незапланированных расходов на проектирование. Вместо этого Минфин пригласил группу аудиторов, ответственных за фонды, проверить процесс проектирования Rail Baltica. Проверка завершилась на этой неделе, и, по словам министра финансов Латвии Арвила Ашераденса, картина не обнадеживает. «В настоящее время тот же проект и вся инфраструктура потребуют значительно больше средств, чем сообщалось до сих пор, и ясности по этому поводу нет. <...> Я думаю, что Минтранс и руководство Rail Baltica немедленно должны прийти в кабинет министров с отчетом, какие реальные финансовые суммы необходимы», – сказал он. Министр заявил, что на данный момент нет четких сценариев финансирования этого огромного проекта.
В европейском долгосрочном бюджете на нужды Rail Baltica на ближайшие 5 лет выделено €9 млрд, эта сумма предусмотрена для всех стран.