С одной стороны, идет изменение поведения потребителей. Столкнувшись с возможностью заказа товаров онлайн, они оставят эту привычку. С другой стороны, есть движение от компаний. Многие из них с закрытием офлайн-каналов продаж стали развивать онлайн-каналы, которые в какой-то мере позволят компенсировать потери. Также есть движение со стороны производителей: они открывают свои интернет-магазины по каким-то товарным категориям.
Как все это повлияет на изменения в цепях поставок? Продолжится движение в сторону омниканальности – интеграции различных онлайн и офлайн-каналов продаж. Продолжится расширение возможности для потребителя по заказу товара, его получению и возврату. Естественно, это скажется на логистической инфраструктуре. Мы все сейчас столкнулись с тем, что потребитель при заказе онлайн очень быстро хочет получить этот товар. Соответственно, это влияет на развитие логистической инфраструктуры.
Если говорить про изменения цепей поставок, по всей видимости, нас ждет волна развития магазинов dark store, организация фулфилмент-центров в черте города. Хотя здесь нужно четко представлять экономику этих проектов с учетом стоимости земли в городе, обслуживания. Тем не менее такая тенденция тоже наблюдается.
Возможно, будет какое-то перепрофилирование тех объектов, которые после карантина не откроются. Возможно, будет перепрофилирование магазинов крупного формата.
Кроме того, явно виден спрос на повышение гибкости цепей поставок, здесь можно использовать разные решения: и аутсорсинг, и горизонтальная кооперация, и краундсорсинг в тех областях, где это применимо с учетом имеющихся ограничений. Также активно развитие маркетплейсов выстраивает свою логистическую инфраструктуру. Здесь речь идет о тех площадках, которые предоставляют логистические услуги.
Автор: Андрей Виноградов, заместитель директора международного центра логистики ВШЭ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.