На сегодняшний день, по нашей оценке, уровень обеспеченности складской инфраструктурой регионов соответствует общей потребности на данных рынках. Так, география покрытия складскими комплексами, где оперирует FM Logistic, охватывает все ключевые регионы для организации распределительных центров в периметре от Санкт-Петербурга до Владивостока. По оценке девелоперов, cредневзвешенный уровень вакансии качественных складских площадей в регионах присутствия компании составляет 4,2% без учета Московского региона. В целом по стране этот показатель (также без учета московского рынка) составляет около 5%, что также говорит о достаточно высоком уровне предложения складской инфраструктуры в регионах.
Основной спрос формирует деловая активность и уровень потребления региона, а также его географическая расположенность, позволяющая построить наиболее эффективную цепь поставок от производителя до конечного потребителя. Наибольший спрос виден сейчас в городах-миллионниках и диктуется преимущественно традиционным, а также онлайн-ритейлом. Также на рынке есть примеры оптимизации цепей поставок производителями, открывающими распределительные центры в новых для компании регионах с целью сокращения сроков поставки своей продукции клиентам.
Возникают ситуации, когда тому или иному заказчику по разным причинам требуется площадка в специфическом регионе, спрос на складские площади в котором невысок в силу географической или иной особенности этой локации. Как правило, спекулятивных предложений, удовлетворяющих высоким требованиям клиента, там немного, а иногда просто нет. Для решения таких задач отлично подходит формат build-to-suit, когда площадка строится конкретно под заказчика. Подобные проекты характеризуются длительным сроком контракта и полным покрытием всех затрат моноклиентской площадки одним клиентом. Это ключевое решение, позволяющее удовлетворить потребность клиентов и поддержать его бизнес в подобном регионе.
Тенденции и перспективы строительства складов в регионах в ближайшие годы напрямую будут зависеть от деловой активности рынка и ситуации в экономике в целом. Опыт предыдущих лет показал, что компании, имеющие стратегические планы, делающие фокус на длительном партнерстве, непрерывном развитии, а также поддержке бизнеса клиентов, уверенно проходят любые кризисы и продолжают развиваться совместно со своими партнерами.
Автор: Артем Хомышин, руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.