В сложившихся условиях немаловажным фактором является неопределенность, касающаяся возможных изменений структуры номенклатур грузов, перевозимых в настоящее время в экспортно-импортном направлении в страны Западной Европы. В этой связи многие грузоотправители, преимущественно российские, прорабатывают вопрос переориентации своих грузопотоков на восточное направление, полигон которого имеет серьезные инфраструктурные ограничения.
ПНД предусмотрен приоритет в очередности перевозки грузов, требующих высокой скорости и надежности доставки, чем в начале усиления санкционного давления воспользовались грузоотправители контейнерных грузов. Например, контейнерные перевозки по БАМу и Транссибу за 1–8 марта выросли на 23,5% к аналогичному периоду 2021 года. Вместе с тем соблюдение высокой скорости и надежности доставки грузов, являющихся определяющими условиями для осуществления контейнерных перевозок, приводит к снижению пропускной и провозной способностей инфраструктуры, а также к снижению объемов перевозок сырьевых грузов.
Введение временных правил определения очередности перевозок грузов корректирует приоритетность допуска различных групп грузов на железнодорожную инфраструктуру. Например, указанными правилами установлена приоритетность перевозки грузов с целью обеспечения субъектов РФ, пострадавших от стихийных бедствий, что является наиболее актуальным для регионов Сибири и Дальнего Востока в весенний период.
Однако следует учитывать, что ПНД также предусматривалась приоритизация перевозок грузов по отдельным решениям президента РФ, в результате чего около 60% (около 76 млн т) общего объема грузоперевозок на Восточном полигоне до настоящего времени составляла перевозка угля из Кемеровской области – Кузбасса, Хакасии и Бурятии.
Таким образом, введение временных правил определения очередности перевозок грузов приведет к перераспределению грузопотоков в восточном направлении в сторону более массовых, сырьевых грузов. При этом для сохранения структуры перевозок и минимизации экономических потерь ОАО «РЖД», а также обеспечения выполнения соответствующих поручений президента РФ необходимо найти баланс между перевозками сырьевых грузов и грузов, требующих высокой скорости и надежности доставки (контейнерных грузов).
Автор: Никита Маховский, руководитель проектов направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.