Дополнительные источники финансирования инвестиционных программ российских железных дорог необходимы. В случае наращивания объемов перевозок может возникнуть конкуренция на почве пропускной способности некоторых участков железных дорог. Особо острые проблемы могут возникнуть на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях.
В то же время мы понимаем возможность финансовых рисков, связанных с отказом приема грузов перевозки либо с увеличением сроков доставки продукции тех предприятий, которые не поддерживают принцип take or pay, но при этом направляют свои грузы по тем же железнодорожным маршрутам, что и предприятия, которые согласуют на работу по данному принципу.
Безусловно, в случае практического применения данного подхода нужно наладить механизмы, которые позволят для всех клиентов ОАО «РЖД», особенно для сегмента малого и среднего предпринимательства, обеспечить возможность подключения качественной и современной услуги по доставке и отправке грузов – независимо от наличия новых контрактов и нового грузопотока у перевозчика.
Думаю, что принцип гарантированности приема к перевозке новых объемов грузов, ранее отсутствующих на железнодорожном транспорте, можно применить в случае создания новых инфраструктурных мощностей со стороны РЖД. Иными словами, последовательность данного соглашения должна обеспечить следующий порядок взаимодействия: на первом этапе необходимо обеспечить финансирование с гарантией предъявления груза; на втором этапе – создание новых и развитие существующих пропускных способностей инфраструктуры; на третьем – гарантированный объем перевозки заявленного со стороны партнеров груза.
Только при последовательном (поэтапном) и крайне продуманном применении принципа take or pay возможно его эффективное, отвечающее интересам всех сторон внедрение.
Автор: Глеб Киндер, председатель комитета по транспорту общероссийской общественной организации «ОПОРА России»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.