+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.05.2020 16:05:58
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Практика реализации права страхования ответственности в ближайшей перспективе определит вектор развития этого института в транспортной логистике

Страхование рисков ответственности автоперевозчика и экспедитора является добровольным и, как следствие, его законодательное регулирование ограничено самыми общими нормами, в отличие от подробного правового регламентирования обязательных видов страхования. Таким образом, все существенные условия, в том числе объем страхового покрытия, виды ответственности, размеры страховых сумм и лимитов ответственности, определяются сторонами самостоятельно в заключаемом договоре страхования и правилах страхования конкретного страховщика.
Практика реализации права страхования ответственности в ближайшей перспективе определит вектор развития этого института в транспортной логистике
При этом, как показывает практика, страховые компании не стесняются в формулировках: достаточно подробно и зачастую довольно жестко прописывают обязанности страхователя и выгодоприобретателя, а незначительные, на первый взгляд, нарушения условий страхования со стороны перевозчика могут стать основанием для отказа в выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая.

И если крупные операторы транспортных услуг настаивают и получают более лояльные условия страхования рисков и правила урегулирования убытков, в первую очередь за счет объемов перевозимых грузов, то относительно небольшим компаниям рекомендуется более внимательно изучать исключения из страхования, а также иные условия, прописанные в договоре и правилах.

Стоит помнить, что страхование ответственности перевозчика и страхование имущества – это все-таки разные продукты. Институт страхования рисков ответственности позволяет покрывать иные убытки, помимо рисков утраты и повреждения имущества, в том числе компенсировать все штрафы и неустойки, предусмотренные за нарушение условий договора перевозки со стороны перевозчика. На практике ранее заключались так называемые смешанные договоры страхования ответственности, которые предусматривали выплаты при причинении перевозчиком вреда жизни и здоровью третьих лиц или их имуществу, а также имуществу клиентов, принятому к перевозке, но, как правило, ответственность перевозчика за нарушение иных условий договора перевозки страховым покрытием не обеспечивалась.

В идеальной системе собственник груза страхует принадлежащее ему имущество, а перевозчик страхует риск своей ответственности за нарушение условий договора перевозки на весь период владения грузом до его выдачи грузополучателю.

Однако сложившаяся в России до последнего времени культура страхования далека от идеальной. Грузовладельцы стремятся к экономии всех своих ресурсов, поэтому крупные транспортные операторы оставляют за собой право отказать грузоотправителю в перевозке незастрахованного груза, выступают при этом своеобразными агентами страховых компаний, организовывая страхование груза от своего имени, но за счет и в интересах собственника страхуемого имущества.

При любом из предлагаемых видов страхования грузоотправитель должен оценивать не столько сам факт наличия у перевозчика полиса по страхованию ответственности, сколько объем застрахованных рисков и исключения из них, территорию покрытия, репутацию и опыт перевозчика и страховщика.
Важно понимать, что урегулирование любого страхового случая – сложный процесс, особенно когда речь идет о крупном убытке на значительную сумму. Нередки конфликты и разногласия между сторонами договора страхования, в том числе при страховании риска ответственности.

Основными причинами этого являются завышенные ожидания от страхового продукта, ошибки и неправильная последовательность действий в стрессовых условиях события с признаками страхового случая со стороны перевозчика и одновременно скрытые изъятия из страхового покрытия, а также сложная и бюрократическая процедура организации выплат страхового возмещения на стороне страховой компании.

Страховое мошенничество добавляет сложностей при организации процедур выплат страхового возмещения всем участниками правоотношений. Противодействие подобным недобросовестным практикам в страховании имущества и риска ответственности выделено в отдельное направление стратегии развития страховой отрасли.
Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 59-ФЗ "О внесении изменений в ст. 34 федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и ст. 3 федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" предоставил право страховать риск ответственности перевозчика и экспедитора за нарушение условий договора перевозки и транспортной экспедиции. Практика реализации этого права в ближайшей перспективе определит вектор развития института страхования риска ответственности в транспортной логистике.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions