Возможность дистанционного потребления, во-первых, стирает границы между региональной торговлей. Необязательно иметь физический магазин условно в Таганроге – достаточно просто иметь логистический доступ к городу и продвигать сайт на его жителей. Во-вторых, наблюдается более динамичное развитие: офлайн как таковой привязан к пополнению товарных запасов, а в электронной коммерции вы можете отгружать напрямую со склада, тем самым, с одной стороны, увеличивать для себя стоимость за счет транзакционных издержек, с другой – иметь (условно) неограниченное SKU любого товара. Потому что вероятность его отсутствия на основном складе в десятки раз меньше, чем в региональном центре.
Сегодня появляются и новые требования бизнеса к логистике, такие как скорость доставки до получателя, простота формирования и создания заказов, то есть интеграция, обмен реестрами, правильно построенный личный кабинет для отправителя. Кроме того, это широта географии, разные режимы. Сейчас в ряды получателей вступают зумеры, а это поколение не всегда хочет приходить в пункты выдачи заказов (ПВЗ), не готово ждать курьера в течение всего дня. Чтобы удовлетворить их ожидания, необходимы развитые новые способы доставки. Например, доставка до постаматов, когда не требуются дополнительные коммуникации с человеком, а получить сам товар можно через приложение.
Новые требования выдвигаются с двух сторон: конечным получателем и клиентом (интернет-магазином, торговой площадкой, маркетплейсом, которые отправляют свои заказы). Если говорить о бизнесовых компонентах, то это, конечно, базовый компонент SLA – требования по исполнению обязательств – это своевременность доставки, качество подготовки и скорость возвратного груза (по сути это товар, который еще находится в обороте и не выведен), это требования к скорости взаиморасчетов. Многие товары отправляются наложенным платежом, и необходимо максимально быстро проводить возвраты наложенного платежа в пользу отправителя, для того чтобы эти средства быстрее попадали к нему в оборот.
Логистику по итогам 2021 года ждет рост более чем на 30%, потому что уровень дистанционного потребления растет. В этом году он составил 9%, в следующем году планируется уже практически 10,5%. Будет расти потребление через дистанционные каналы, а для логистики это означает увеличение оборотов, увеличение количества отправлений, а вместе с тем и увеличение выручки.
Спрос на экспресс-доставку тоже вырастет. Но нужно понимать, что сама терминология поменялась: то понимание «экспресса», которое существовало раньше, уже понемногу уходит в прошлое. Сейчас все, что доставляется условно в Москву или из Москвы в Санкт-Петербург не на следующий день (то есть не в режиме next day), уже мало интересно рынку (и получателям, и интернет-магазинам). Сегодня возникают супер-экспресс-доставки, например гиперлокальные, когда внутри одной локации доставка может быть осуществлена в течение 45–60 минут, либо все более актуальной становится доставка по всему городу в течение 3 часов. Поэтому здесь нужно разделять подходы. Я бы говорил о классической доставке: определение роста экспресс-доставки, если убрать категорию e-grocery (доставки продуктов питания), будет не столь актуальным.
Автор: Андрей Мякин, директор по продажам СДЭК
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.