Для обмена продукцией на китайском направлении стабильно работает прямое железнодорожное сообщение с различных ключевых и неключевых станций КЖД (Сиань, Чунцин, Чанша и др.) на станции московского узла (Ворсино, Белый Раст, Электроугли и др.), в Санкт-Петербург и другие регионы, такие как Екатеринбург, Новосибирск, Самара и др. Также из Китая налажено мультимодальное сообщение с выходом из портов Шанхай, Циндао, Нинбо, Наньша и других в порты Дальнего Востока с последующим вывозом по железной дороге в Москву и регионы, организованы стоки для сдачи порожних контейнеров в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге, Иркутске.
Из портов Китая и Индии есть прямые рейсы и с перевалкой в портах Стамбул, Дамиетта, Танжер и других в российские порты Новороссийск и Санкт-Петербург. Транзитное время составляет в среднем от 30 до 45 суток.
Используя автодоставку, можно перевозить грузы из Ирана в Россию через Азербайджан, а также из Китая в РФ через Забайкальск, Монголию и Казахстан.
Стоит отдельно выделить транспортный коридор Север – Юг на маршруте Индия – Иран – РФ. По коридору можно перемещать грузы из Индии до иранского порта Бендер-Аббас и далее автотранспортом по западной ветке, железнодорожным – по восточной ветке или в смешанном сообщении через Каспийское море в РФ.
Существует ряд проектов по улучшению транспортной инфраструктуры на маршрутах. В их числе:
1. Пункт пропуска «Хандагайты» на границе с Монголией. Особая экономическая зона «Хандагайты» – это концептуальный проект, который планируют разместить на границе Тувы с Монголией по аналогии с центром приграничного сотрудничества «Хоргос» в Казахстане. Общая площадь проекта составляет 100 Га. Срок завершения первого этапа проекта по созданию логистической инфраструктуры планируемой ОЭЗ на территории Тувы объявлен на конец 2024 года. Территория будет включать полностью подготовленную промышленную, инженерную, транспортную и таможенную инфраструктуру с предоставлением ряда налоговых и таможенных льгот. Место для строительства было выбрано равноудаленное как от Новосибирска, так и от Иркутска. Проект может стать ключевым логистическим узлом концепции создания самого короткого автомобильного трансграничного транспортного коридора Красноярск – Урумчи (Китай).
2. Транспортно-логистический центр (ТЛЦ), сухой порт в г. Артем Приморского края. Запуск крупнейшего сухого порта в РФ для обработки контейнеров, состоящего из современной железнодорожной, терминальной, складской и таможенной инфраструктуры, запланирован на Восточном экономическом форуме в сентябре 2024 года.
3. РЖД планируют модернизировать 31 объект инфраструктуры Восточного полигона в текущем году. Речь идет о станциях в Забайкалье и Приамурье, погранпереходе «Забайкальск» и объектах энергетики.
4. Новые ТЛЦ появятся к 2026 году в Москве, Московской области, Перми, Екатеринбурге, Омске, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске и на Дальнем Востоке. В Екатеринбурге уже запустили первую очередь ТЛЦ «Уральский», он должен стать мультимодальным звеном для выхода Транссибирской магистрали к Каспийскому морю и Северному морскому пути. Это позволит создать двусторонний транзит грузов с Индией, Ираном, Пакистаном и другими странами.
5. Общий объем российских инвестиций в развитие международного транспортного коридора Север – Юг составит 250–280 млрд руб. до 2030 года. Необходимо расширить железнодорожные пути, ведущие к иранским портам в Персидском заливе, проложить участок Решт – Астара (желательно с узкой и широкой колеей), реконструировать пограничные пункты досмотра с Азербайджаном, Грузией и Казахстаном, провести дноуглубительные работы в дельте Волги в Астраханской области и др.
6. Кадровые разработки. В Астраханском госуниверситете создают сервис «Север – Юг». Ученые разрабатывают системы оценки профессиональных навыков для Прикаспийского региона под запросы работодателей для МТК Север – Юг.
На Петербургском международном экономическом форуме президент Владимир Путин уделил особое внимание коридору Север – Юг. Планируется к 2025 году удвоить, а к 2030 году – утроить объем экспортных перевозок по этому маршруту. В числе проблем – требуется время на улучшение инфраструктуры по всем маршрутам коридора, налаживание регулярного и стабильного морского грузового сообщения между портами Китая, Индии и РФ, что позволит повысить товарооборот между странами. Так, например, планы увеличить объем торговли между Россией и Индией до 30 млрд долларов к 2025 году были достигнуты досрочно.