Комментируя первый фактор, он отмечает, что на рынке товаров коммодити (биржевых товаров) ожидается локализация самых маржинальных звеньев цепочек добавленной стоимости (ЦДС). Это приведет к изменению логистических маршрутов. Также этот тренд следует учитывать транспортным операторам при планировании CapEx.
Ко второму тренду – укорачиванию логистических звеньев – он относит тренд на перемещение производства ближе к рынкам, вызванный выравниванием мировых цен на рабочую силу и возросшими геополитическими рисками, в перспективе приведет к снижению маржинальности транспортных услуг.
В-третьих, автоматизация логистических услуг сначала приведет к возрастанию их стоимости, что сейчас и наблюдается. Но уже через 2–3 года ожидается снижение цен на логистику с вытеснением с рынка недостаточно цифровизированных сервисов.
«Ключевой тренд на рынке логистических услуг – это создание логистических экосистем на основе комплексных транспортных решений. Глобальные операторы обладают большими компетенциями в создании таких экосистем. Однако специфика рынка СНГ потребует от них разработки индивидуальной стратегии. В России самый вероятный сценарий для создания бизнес-экосистемы – это M&A», – говорит С. Сычев.
К новым требованиям бизнеса к логистике в настоящее время он относит скорость исполнения, цену, экспертную оценку рисков и кастомизированный сервис.
«Четко прослеживается тенденция – «уход от серости». Большинство участников ВЭД отказываются от серого импорта. Сервис для таких клиентов – точка роста в экспедиторском сегменте логистики. Автоматизация расчетов и цифровизация рутинных бизнес-процессов (БП) становятся ключевым конкурентным преимуществом во всех сегментах логистики. Формируется запрос на аутсорсинг логистических услуг как результат их коммодитизации и популяризации цифровых решений в логистике», – добавляет спикер.
По словам С. Сычева, сегодня современный бизнес к логистам предъявляет такие требования, как экспертность в расчетах, низкая стоимость услуг и цифровые сервисы по сопровождению сделки. «Логистические требования к e-com-ритейлу не поставили перед логистикой новых задач. Логистам потребовалось освоить несколько новых операций, и то преимущественно из области складской логистики, а не транспортной», – говорит он.
Рост цен на перевозки как неизбежный фактор до конца года привел к росту прибыли всех участников логистического рынка. «Те из них, кто разумно распорядится доходами, в конечном итоге выиграют конкуренцию у тех, кто разбазарит сверхприбыль, подчеркивает эксперт. Не за горами период, когда ковид-эффект перестанет быть стресс-фактором и цены вернутся к прежним значениям. К разумному инвестированию я бы отнес вложения в цифровые решения по сокращению OpEx и осторожную политику в отношении инвестиций в CapEx, так как, на мой взгляд, это уже запоздалое решение. Добавлю, что еще никогда сервис по экспресс-доставке не был столь значимым конкурентным преимуществом», – отмечает он.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.