– Как можно оценить уровень обеспеченности складской инфраструктурой регионов России?
– Складские и логистические хабы были наиболее представлены в ЦФО – ввиду большей концентрации производств и специфики автомобильной, железнодорожной и воздушно-транспортной системы в России, где большинство путей идет через Москву. Московский регион образует больше половины логистического рынка России. Санкт-Петербург также является большим хабом, имея у себя порты и развитую индустрию.
Однако за последние несколько лет, по мере увеличения количества производств в регионах и роста потребления, спрос на склады вырос в разы, за счет чего появилось и продолжает появляться большое количество складской инфраструктуры.
– В каких регионах отмечается наибольший спрос на новые современные склады и кто его формирует?
– По мере роста спроса и развития крупных городов одновременно развивается и логистика в регионах. При этом важно учитывать, что есть разные типы складов с разным объемом требуемых инвестиций.
Самый простой склад можно построить и за 30–35 тыс. руб. (без НДС) за 1 кв. м, но здесь надо понимать, что его оснащенность и обустройство будут скупыми, без внутриплощадочной инфраструктуры. Это самые обычные, простые и типовые решения, которые подойдут далеко не всем. Максимальная стоимость за 1 кв. м может расти по мере роста требований к обустройству склада. В среднем стоимость современного хорошего склада колеблется в районе 45–55 тыс. руб. за 1 кв. м. Тем не менее очень много нюансов заключается в требованиях к складу, инженерным сетям, офисной части и ситуации с внутриплощадочными сетями.
На сегодня, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, очень хорошо развита эта отрасль в Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Ростове-на-Дону, Казани и других городах, расположенных вдоль путей перевозки грузов.
– Какие можно обозначить тенденции и перспективы строительства складов в регионах России с 2020–2022 гг.?
– В целом за 2019 год введено складов почти в 1,5 раза больше, чем по итогам 2018-го. Что будет по итогам 2020 года, ввиду текущей ситуации в экономике и на рынке, – можно пока только предполагать.
Сегодня явно прослеживаются не новые тренды в логистике – это большая инвестиционная активность федеральных торговых и логистических сетей. E-commerce и до пандемии набирал обороты, а при ней стал наиболее востребован, и спрос на склады таких компаний вырос в разы. Среди производственных компаний явно наблюдается спрос на формат built-to-suit, а также built-to-suit-to-lease. Так производственникам проще организовать проект организационно и экономически, однако, как и любой другой проект, он нуждается в правильной оценке, подготовке и контроле.
Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.