– Основной объем грузов между Китаем и ЕС перевозится по воде. Почему морские перевозчики – безоговорочные лидеры в данном сегменте? Кто может с ними конкурировать и при каких условиях?
– Это и не удивительно, ведь перевозка грузов морским транспортом это самый экономичный способ доставки. Один современный океанский контейнеровоз водоизмещением 100–150 тыс. т может перевозить 10–15 тыс. TEU (это 5–7,5 тыс. 40–футовых контейнеров). В то время как один контейнерный поезд может доставить только 60–70 ед. 40–футовых контейнеров, а максимальная грузоподъемность большого авиалайнера класса Boeing-747 или Ан-124 «Руслан» – всего 120–130 т. Конкурировать с морским транспортом другие виды транспорта могут только при необходимости сокращения сроков доставки груза.
Выбирая тот или иной вид транспорта или маршрут доставки, грузовладелец обычно руководствуется двумя основными критериями: стоимостью перевозки и сроком доставки. Естественно, импортеры/экспортеры стремятся отправлять максимальный объем грузов наиболее экономичным видом транспорта – морским. Но если груз нужно доставить срочно, а сроки поставки очень ограничены, то грузовладельцы могут выбрать более быстрые виды транспорта и короткие маршруты доставки с использованием железнодорожного, автомобильного или даже авиатранспорта.
– Эксперты отмечают, что транзитные грузы из АТР в ЕС предпочитают железнодорожной доставке авиаперевозку, хотя стоимость такого способа транспортировки гораздо выше. Почему выбор происходит в пользу авиасообщения?
– АТР с географической точки зрения – это слишком большой регион, чтобы можно было обобщить варианты доставки из различных стран, входящих в него, из которых осуществляется перевозка грузов в ЕС. Так, например, крайне странно было бы объединить возможности доставки из Китая, Австралии и США в одну группу. Большинство стран АТР находятся на других континентах/островах, и говорить о доставке автомобильным или железнодорожным транспортом некорректно. Что касается перевозок из АТР в ЕС авиатранспортом, то он используется в основном только для срочных грузов, таких как новые коллекции одежды, опаздывающие к сезону, гарантийные запчасти для машин и механизмов, срочные грузы для производств, части энергетических установок, требующие срочного ремонта, скоропортящиеся фрукты и т. д.
Никакого существенного снижения тарифов на авиаперевозки из АТР в ЕС или Россию сейчас не наблюдается, а есть лишь повышенный интерес к срочным грузам. Особенно это касается конца календарного года, когда необходимо закрывать контракты и перевозить больше товаров, пользующихся в предрождественский и предновогодний период повышенным спросом.
– И все-таки, может быть, всплеск интереса к авиадоставке последовал из-за того, что воздушные перевозчики стали предлагать дополнительные сервисы?
– Номенклатура грузов, допустимых к перевозке железнодорожным транспортом, намного больше, чем тот перечень грузов, который может перевозиться по воздуху. Основное преимущество и, если можно так сказать, сервис авиаперевозчиков, с которым не могут конкурировать другие виды транспорта, связан главным образом с максимально быстрой доставкой грузов.
Беседовала Татьяна Симонова
Автор: Алексей Подчуфаров, руководитель отдела интермодальных перевозок Itella в России
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.