+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.03.2021 11:55:51
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Системным проблемам нефтепродуктообеспечения регионов ДФО необходимо комплексное решение

В середине января 2021 года на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе произошла поломка установки каталитического риформинга, что и стало непосредственной причиной образования дефицита автомобильного бензина в регионах Дальневосточного федерального округа. Однако эта поломка стала тем, что вскрыло ряд системных проблем нефтепродуктообеспечения регионов ДФО. О них рассказал президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
Системным проблемам нефтепродуктообеспечения регионов ДФО необходимо комплексное решение
– Какие системные факторы привели к образованию дефицита топлива в Дальневосточном регионе?

 – Во-первых, на 11 регионов Дальнего Востока приходится лишь два нефтеперерабатывающих завода – Комсомольский и Хабаровский НПЗ. Их совокупный объем производства автомобильного бензина меньше, чем совокупного потребления. Короче говоря, регион нуждается в дополнительных поставках товарного бензина из других федеральных округов России.

Однако, и это во-вторых, удаленность других НПЗ крайне значительна, что выступает причиной высокого железнодорожного тарифа на доставку топлива в направлении Дальневосточного федерального округа, который делает нецелесообразным с экономической точки зрения приобретение независимыми АЗС товарных нефтепродуктов у производителей других регионов России.

В-третьих, нефтепереработка и топливная розница России сегодня испытывают на себе серьезное давление со стороны регуляторной и фискальной политики, что снижает инвестиционный потенциал этих секторов.

В-четвертых, недостаточные объемы нефтепродуктов, выставляемых с Комсомольского НПЗ на биржевые торги (продукция Хабаровского НПЗ на биржевые торги не выставляется), что затрудняет приобретение свободных объемов независимыми операторами.

В-пятых, фискальный диспаритет, направленный в сторону более высокой налоговой нагрузки на поставки в Россию, что делает импортные нефтепродукты не проходящими по цене.

В-шестых, регулируемая розница, которая обеспечивается посредством давления на доминирующих игроков, входящих в коллективную группу налогоплательщиков, а также применяющих трансфертное ценообразование, не дает возможности независимым операторам привести розничные цены в соответствие с экономическими условиями.

И, наконец, значительная удаленность населенных пунктов от мест выдачи топлива (г. Комсомольск-на-Амуре и г. Хабаровск), что удорожает логистику доставки нефтепродуктов в отдаленные населенные пункты Дальневосточного федерального округа, а это также влияет на конечную розничную цену топлива. Все эти факторы усилили проблему, вызванную поломкой установки на Хабаровском НПЗ.

 – По Вашему мнению, позволит ли субсидирование железнодорожных перевозок топлива на Дальний Восток решить проблему топливного дефицита в регионе?

 – К сожалению, системные проблемы на российском топливном рынке решать не хотят, однако ситуация с регионами ДФО все же заставляет правительство предпринимать хоть какие-то действия. Субсидия – единственный вариант решения проблемы при сохранении общего каркаса институционального устройства рынка. Главная функция субсидии – обеспечить конкуренцию на крупнооптовом и мелкооптовом рынках нефтепродуктов в регионах ДФО. В результате реализации этой меры нефтепродукты от других производителей будут проходить по конкурентной цене, что, по нашим оценкам, сократит оптовые цены на бензин и дизельное топливо в среднем на 3 руб. за литр.

 – Какие риски несет в себе эта инициатива?

 – Основное опасение заключается в том, что субсидирование перевозок не приведет к трансляции снижения оптовых цен в розницу, так как независимые операторы регулярно торгуют себе в убыток. В любом случае в значительной степени снизятся риски возникновения дефицита топлива, а также расширится маржинальность независимого сектора. Но подчеркнем: этих мер недостаточно, чтобы вылечить болезнь, это лишь лечение симптомов. Топливному рынку необходима комплексная реформа.

 – Минэнерго предлагает выделить субсидию РЖД, чтобы компания смогла предоставлять скидку в 4 тыс. руб. на тонну для бензина и дизтоплива пятого экологического класса, которые транспортируются на Дальний Восток по железной дороге. Достаточно ли этой суммы для балансирования цен?

 – В целом такую сумму мы считаем достаточной для обеспечения конкуренции на крупнооптовом и мелкооптовом рынке, что поможет сбалансировать нефтепродуктообеспечение в регионах ДФО. В свою очередь, Независимый топливный союз вышел с инициативой в адрес правительства России с расширением действия субсидии на сжиженные углеводороды (СУГ), которые выступают субститутом бензина и дизельного топлива. Инициатива была поддержана Минэнерго.

 – Какие финансовые ресурсы можно привлечь для введения такой субсидии?

 – Нефтегазовая отрасль – главный донор бюджета Российской Федерации. Нет никаких проблем в том, чтобы найти средства тогда, когда в силу фискальной политики правительства РФ на рынке нефтепродуктов возникают сложности. В конечном счете есть ФНБ, а размеры субсидии таковы, что станут каплей в море относительно общих средств фонда.

 – Какие есть альтернативы этому решению?

– Российскому рынку нефтепродуктов необходима комплексная реформа, конструировать которую нужно исходя из его ключевых проблем. Такими проблемами выступают, во-первых, систематически низкая маржинальность нефтеперерабатывающего и розничного секторов, что снижает инвестиции в эти отраслевые сегменты и тормозит их экономическое развитие, во-вторых, фискальный диспаритет, в рамках которого только по налоговой нагрузке экспортные поставки находятся в приоритете относительно внутренних, в-третьих, отрасль испытывает значительное регуляторное бремя как в части ценового регулирования, так и в части неценовых требований. Решением этих проблем является:

· перенос уплаты акцизов с НПЗ на предприятия, реализующие нефтепродукты конечному потребителю либо приобретающие оптовые объемы топлива для собственного потребления;

· передача в ведение субъектов РФ полномочий по установлению региональных ставок по акцизам на автомобильный бензин и дизельное топливо 5-го экологического класса в диапазоне от 100 до 50% соответствующих ставок по акцизам, принятым на федеральном уровне и зафиксированным в части 2 Налогового кодекса РФ;

· передача собранных на территории субъекта России акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо 5-го экологического класса в части разницы от установленной регионом ставки (до половины федеральной ставки) непосредственно в региональные дорожные фонды;

· отмена демпфирующего механизма в силу нецелесообразности его работы в условиях такой конструкции;

· либерализация розничных цен на топливо.

Только комплексные решения способны решить системные проблемы отрасли.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions