+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.03.2021 11:55:51
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Системным проблемам нефтепродуктообеспечения регионов ДФО необходимо комплексное решение

В середине января 2021 года на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе произошла поломка установки каталитического риформинга, что и стало непосредственной причиной образования дефицита автомобильного бензина в регионах Дальневосточного федерального округа. Однако эта поломка стала тем, что вскрыло ряд системных проблем нефтепродуктообеспечения регионов ДФО. О них рассказал президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
Системным проблемам нефтепродуктообеспечения регионов ДФО необходимо комплексное решение
– Какие системные факторы привели к образованию дефицита топлива в Дальневосточном регионе?

 – Во-первых, на 11 регионов Дальнего Востока приходится лишь два нефтеперерабатывающих завода – Комсомольский и Хабаровский НПЗ. Их совокупный объем производства автомобильного бензина меньше, чем совокупного потребления. Короче говоря, регион нуждается в дополнительных поставках товарного бензина из других федеральных округов России.

Однако, и это во-вторых, удаленность других НПЗ крайне значительна, что выступает причиной высокого железнодорожного тарифа на доставку топлива в направлении Дальневосточного федерального округа, который делает нецелесообразным с экономической точки зрения приобретение независимыми АЗС товарных нефтепродуктов у производителей других регионов России.

В-третьих, нефтепереработка и топливная розница России сегодня испытывают на себе серьезное давление со стороны регуляторной и фискальной политики, что снижает инвестиционный потенциал этих секторов.

В-четвертых, недостаточные объемы нефтепродуктов, выставляемых с Комсомольского НПЗ на биржевые торги (продукция Хабаровского НПЗ на биржевые торги не выставляется), что затрудняет приобретение свободных объемов независимыми операторами.

В-пятых, фискальный диспаритет, направленный в сторону более высокой налоговой нагрузки на поставки в Россию, что делает импортные нефтепродукты не проходящими по цене.

В-шестых, регулируемая розница, которая обеспечивается посредством давления на доминирующих игроков, входящих в коллективную группу налогоплательщиков, а также применяющих трансфертное ценообразование, не дает возможности независимым операторам привести розничные цены в соответствие с экономическими условиями.

И, наконец, значительная удаленность населенных пунктов от мест выдачи топлива (г. Комсомольск-на-Амуре и г. Хабаровск), что удорожает логистику доставки нефтепродуктов в отдаленные населенные пункты Дальневосточного федерального округа, а это также влияет на конечную розничную цену топлива. Все эти факторы усилили проблему, вызванную поломкой установки на Хабаровском НПЗ.

 – По Вашему мнению, позволит ли субсидирование железнодорожных перевозок топлива на Дальний Восток решить проблему топливного дефицита в регионе?

 – К сожалению, системные проблемы на российском топливном рынке решать не хотят, однако ситуация с регионами ДФО все же заставляет правительство предпринимать хоть какие-то действия. Субсидия – единственный вариант решения проблемы при сохранении общего каркаса институционального устройства рынка. Главная функция субсидии – обеспечить конкуренцию на крупнооптовом и мелкооптовом рынках нефтепродуктов в регионах ДФО. В результате реализации этой меры нефтепродукты от других производителей будут проходить по конкурентной цене, что, по нашим оценкам, сократит оптовые цены на бензин и дизельное топливо в среднем на 3 руб. за литр.

 – Какие риски несет в себе эта инициатива?

 – Основное опасение заключается в том, что субсидирование перевозок не приведет к трансляции снижения оптовых цен в розницу, так как независимые операторы регулярно торгуют себе в убыток. В любом случае в значительной степени снизятся риски возникновения дефицита топлива, а также расширится маржинальность независимого сектора. Но подчеркнем: этих мер недостаточно, чтобы вылечить болезнь, это лишь лечение симптомов. Топливному рынку необходима комплексная реформа.

 – Минэнерго предлагает выделить субсидию РЖД, чтобы компания смогла предоставлять скидку в 4 тыс. руб. на тонну для бензина и дизтоплива пятого экологического класса, которые транспортируются на Дальний Восток по железной дороге. Достаточно ли этой суммы для балансирования цен?

 – В целом такую сумму мы считаем достаточной для обеспечения конкуренции на крупнооптовом и мелкооптовом рынке, что поможет сбалансировать нефтепродуктообеспечение в регионах ДФО. В свою очередь, Независимый топливный союз вышел с инициативой в адрес правительства России с расширением действия субсидии на сжиженные углеводороды (СУГ), которые выступают субститутом бензина и дизельного топлива. Инициатива была поддержана Минэнерго.

 – Какие финансовые ресурсы можно привлечь для введения такой субсидии?

 – Нефтегазовая отрасль – главный донор бюджета Российской Федерации. Нет никаких проблем в том, чтобы найти средства тогда, когда в силу фискальной политики правительства РФ на рынке нефтепродуктов возникают сложности. В конечном счете есть ФНБ, а размеры субсидии таковы, что станут каплей в море относительно общих средств фонда.

 – Какие есть альтернативы этому решению?

– Российскому рынку нефтепродуктов необходима комплексная реформа, конструировать которую нужно исходя из его ключевых проблем. Такими проблемами выступают, во-первых, систематически низкая маржинальность нефтеперерабатывающего и розничного секторов, что снижает инвестиции в эти отраслевые сегменты и тормозит их экономическое развитие, во-вторых, фискальный диспаритет, в рамках которого только по налоговой нагрузке экспортные поставки находятся в приоритете относительно внутренних, в-третьих, отрасль испытывает значительное регуляторное бремя как в части ценового регулирования, так и в части неценовых требований. Решением этих проблем является:

· перенос уплаты акцизов с НПЗ на предприятия, реализующие нефтепродукты конечному потребителю либо приобретающие оптовые объемы топлива для собственного потребления;

· передача в ведение субъектов РФ полномочий по установлению региональных ставок по акцизам на автомобильный бензин и дизельное топливо 5-го экологического класса в диапазоне от 100 до 50% соответствующих ставок по акцизам, принятым на федеральном уровне и зафиксированным в части 2 Налогового кодекса РФ;

· передача собранных на территории субъекта России акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо 5-го экологического класса в части разницы от установленной регионом ставки (до половины федеральной ставки) непосредственно в региональные дорожные фонды;

· отмена демпфирующего механизма в силу нецелесообразности его работы в условиях такой конструкции;

· либерализация розничных цен на топливо.

Только комплексные решения способны решить системные проблемы отрасли.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions