+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.03.2021 13:58:47
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Маршрутка – умирающий вид общественного транспорта

Как выжить в мире хаоса, броуновского движения и скрываемых доходов? Руководитель аналитического управления «ПК Транспортные системы» и советник президента компании Андрей Шестопалов рассказал РЖД-Партнеру, как работать на рынке, когда частные перевозчики получают деньги напрямую от пассажиров.
Маршрутка – умирающий вид общественного транспорта
– Как COVID-19 отразился на частных перевозчиках?

– Он показал, насколько в России критическая ситуация в общественном транспорте. Пандемия обострила и даже катализировала внутренние некогда скрытые процессы. И вдруг стало понятно, что власть не имеет рычагов воздействия на частных перевозчиков. А между тем, как показывают исследования, 95% поездок по России осуществляются именно в сегменте внутримуниципального общественного транспорта, остальные 5% – это поездки на самолетах, железной дороге и такси.

– Раскройте понятие, что это значит – власть не имеет рычагов воздействия?

– В сегменте общественного транспорта сложилась уникальная ситуация: здесь до сих пор работают по бизнес-моделям 90-х гг. Большинство маршрутных сетей сложилось хаотично, потому что водители стали возить туда пассажиров; пассажиры до сих пор «передают» за проезд деньги напрямую водителю; фискальным органам бизнесмены показывают (в лучшем случае) 50% дохода. При этом работают такие перевозчики только в час пик, когда выручка выше; интервалы движения не соблюдают – они ждут, когда маршрутка заполнится пассажирами; если прибыль не устраивает – перевозчик бросает маршрут. Однако власть не может заставить перевозчиков показывать весь доход. Впрочем, власть не может заставить частных перевозчиков соблюдать график движения и даже гарантировать пассажирам безопасность их передвижения по городу. Главный KPI – деньги за проезд – исчерпал себя, и у власти элементарно нет рычагов воздействия. Маршрутка – умирающий вид общественного транспорта.

– Уволить всех и набрать честных водителей не выход?

– Перевозка пассажиров – это низкомаржинальный бизнес, маржа здесь никак не 50%. И здесь нет простых линейных расчетов: доход складывается из тарифа плюс субсидия, размер которой тоже рассчитывается индивидуально. Власть, чтобы урегулировать расходную и доходную части и вообще чтобы защитить бюджет от лишних трат, вводит фискализацию, тахографы, но это еще сильнее обостряет ситуацию. Кончается тем, что бизнес бросает маршруты и власть вынуждена искать новых перевозчиков и предлагать им заведомо невыгодные для себя условия. Кроме того, в отрасли накопилось за эти годы множество проблем: острый недостаток профессиональных водителей и, пожалуй, главное – бедственное положение автопарка.

Какой выход? Изменения в системе управления. Первое – должна измениться ориентация бизнеса: главный критерий – не выручка, а качество услуги; второе – в отрасль должна прийти цифровизация, то есть у контролирующих органов должна быть точная информация о числе пассажиров, времени работы водителя и графике движения транспортного средства; третье – оплата должна идти за каждый километр, а не за каждого пассажира. И главное – все деньги, полученные на маршруте, должны направляться в бюджет.

И тогда вполне резонно возникнут новые вопросы: на чем работать эффективнее – какой вид общественного транспорта работает с большей рентабельностью и меньшим числом издержек? Главное – более безопасен для пассажиров?

– Предполагаю, Вы скажете о трамваях и троллейбусах…

– Да! Городской электротранспорт дешевле в эксплуатации на 40%, чем автобус, а срок его использования – 30 лет, троллейбуса – 15 лет. Для сравнения: автобус под списание идет уже через 7 лет. Автобусы выгодны там, где нет возможности построить инфраструктуру. То есть они должны подвозить пассажиров к метро и трамвайно-троллейбусной сети.

И если мы переходим к этому формату, то мы понимаем: общественный транспорт проще упаковывать в концессию и отдавать бизнесу. Бизнес сам будет строить инфраструктуру. И тогда меняется вся парадигма общественного транспорта: битва идет не за прибыль любой ценой, а за качество услуги. Выигрывают все, даже бюджет, ведь в целом он меньше денег тратит на существование изначально убыточного общественного транспорта.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions