Дорога к равенству
Как отметил директор по логистике АО «СУЭК» Денис Рахимжанов, приостановка с прошлого года правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре РЖД была оправданным решением в условиях турбулентности внешнеторговых отношений. То, что должна быть очередность перевозок, которая корректируется в зависимости от государственных приоритетов, нашло понимание у грузовладельцев.
В то же время существующая регуляторная модель не избавляет от проблемы неравенства среди грузоотправителей. «Это можно сравнить с [автомобильной] магистралью, где пробки. Мы завидуем, когда кто-то едет как по зеленому сигналу. И всегда кто-то ищет, как найти то разрешение, которое позволило бы ехать по выделенной полосе. Сегодня, варясь в этом океане конкуренции, мы зачастую вредим друг другу», – говорит Д. Рахимжанов.
По его мнению, на смену временным правилам определения очередности перевозок должен прийти правительственный документ, регулирующий грузопотоки с соблюдением баланса отраслей экономики, а также с учетом целевого прироста провозной способности инфраструктуры за счет ее модернизации.
Речь прежде всего о развитии БАМа и Транссиба. «Если сегодня на Восточном полигоне прогнозируется прирост по инфраструктуре на 7%, то тогда предприятия и отрасли должны получить эти 7%. Причем абсолютно все, без выделения одного перед другим», – объясняет представитель СУЭК.
Возможностями Восточного полигона пользуются сегодня компании из западной и центральной частей России, многие из которых до 2022 года эти направления не использовали. В то же время, считает Д. Рахимжанов, нельзя забывать и о предприятиях Сибири и Дальнего Востока. Возможно, они должны иметь особую поддержку.
«Если не поддержать эти предприятия, то мы еще больше усугубим отток трудовых ресурсов, человеческого капитала [из этих регионов]. Если это допустить, то у нас некому будет работать не только на предприятиях, но и на РЖД, некому будет содержать инфраструктуру, чего допустить нельзя», – заявил менеджер.
Торопиться не надо
В настоящее время баланс интересов отраслей при организации перевозок в большей степени соблюдается, считает замминистра энергетики РФ Сергей Мочальников. «Наверное, не всегда, как нам хотелось бы (я себя отождествляю с угольной промышленностью), – уточнил он. – Тем не менее экономика РФ разношерстная, и здесь нужно стараться поддержать все отрасли».
Отказываться от временных правил пока преждевременно. По словам чиновника, в этом году следует завершить перестройку логистических цепей поставок, формирование всех главных внешнеэкономических маршрутов.
«Мы только в начале процесса, потому что страны ведут себя по-разному. Есть недружественные страны, которые ведут себя лучше, чем дружественные, есть дружественные, которые ведут себя не совсем дружественно. Поэтому нужно, чтобы в 2023 году окончательно сформировался новый ландшафт логистики», – сказал С. Мочальников.
Тогда по итогам года встанет вопрос – либо корректировать временные правила определения очередности, либо модернизировать постановление правительства РФ от 25 ноября 2003 года № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования», добавил замминистра.
Зампред Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» Сергей Нарышкин видит решение проблемы в подписании индикативного плана-графика вывоза грузов между регионами, которым известно о потребностях своих предприятий, и перевозчиком.
«Даже если есть какое-то отставание [в предъявлении груза к погрузке], скажем, по I кварталу или по такому-то месяцу, у региона есть надежда, что общий объем все же будет выполнен по году. Это важно для планирования работы предприятия», – пояснил он.
При этом, продолжает С. Нарышкин, на начальном этапе стоит ожидать, что регионы начнут с «хотелок», но потом постепенно перейдут к реалиям.
Для перехода на новую парадигму отношений должна быть соответствующая инициатива от правительства РФ, функционально работу может взять на себя Минэкономразвития.
«Когда есть индикативный план с перевозчиком, это, во-первых, все-таки основание того, чтобы перевозчик взял обязательства и вывез данный объем [груза]. Во-вторых, это административный рычаг, чтобы обеспечить свои интересы и требовать соблюдения подписанных индикативов», – сказал зампред Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД.
Автор: Павел Белов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.