+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.03.2025 16:18:21
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Минтранс намерен превратить Мурманск в мультимодальный транспортный хаб

О работах по развитию морской и железнодорожной инфраструктуры в Мурманском порту сообщает пресс-служба Минтранса. Здесь, по плану, после окончания строительства Мурманского транспортного узла пропускная способность железнодорожных подходов к порту Мурманск достигнет 45 млн тонн грузов в год, включая 18 млн тонн на западный берег Кольского залива.
Грузооборот сокращается

За первые 2 месяца 2025 года – январь – февраль – порт Мурманск обработал 8 млн тонн грузов. Это наибольший показатель среди основных арктических портов Северо-Западного федерального округа (Мурманск, Варандей и Архангельск), данные приводит Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Однако в годовом выражении перевалка снизилась на 6,2%.

В ассоциации подчеркивают, грузооборот основных арктических портов Северо-Запада составил 9 млн тонн, что на 6,25% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда порты обработали 9,6 млн тонн. Единственным портом в Арктическом бассейне СЗФО, который показал положительную динамику по грузообороту, стал Архангельск. По данным АСОП, в январе – феврале 2025 года перевалка грузов выросла в годовом выражении на 28,1% до 400 тыс. тонн. Грузооборот порта Варандей (Ненецкий автономный округ) в первые 2 месяца составил порядка 600 тыс. тонн. Перевалка в годовом выражении упала на 25%.

О снижении на 19% грузооборота Мурманского балкерного терминала (МТБ) в феврале 2025 года сообщает пресс-служба компании. В прошлом месяце терминал перевалил 285 тыс. тонн грузов. Пресс-служба МТБ передает слова заместителя директора по производству Константина Огрина, который признал основными факторами снижения грузооборота терминала в феврале изменения конъюнктуры рынка и перераспределение экспортного груза на внутренний рынок. Итого за февраль МБТ обработал 10 судов и чуть меньше 3,9 тыс. вагонов. В структуре обработанных грузов 55% составили минеральные удобрения, 34% – руды, еще 10,9% – апатитовый концентрат.

Впрочем, угольный терминал Лавна тоже пока не начал работу. В декабре 2023 года запущено рабочее движение на железнодорожном мосту через Тулому – от станции Выходной к порту Лавна на западном берегу Кольского залива. Старт дал президент России Владимир Путин.

Транспортный узел

В правительстве России намерены развивать как морской порт Мурманск, так и весь Мурманский транспортный узел. Заявляется о создании мультимодального транспортного хаба. Андрей Чибис, губернатор Мурманской области, подчеркнул в своем выступлении на совещании под председательством министра транспорта Романа Старовойта, что развитие Мурманского транспортного узла имеет стратегическое значение не только для Мурманской области, но и для всей Арктической зоны России. Более того, заявлено, что Мурманский транспортный узел может стать одним из ведущих центров грузоперевозок в России.

«Мы продолжаем строительство необходимой инфраструктуры на западном берегу Кольского залива. Это позволит не только укрепить логистику региона, но и усилить позиции России в Арктике, сделав Северный морской путь еще более конкурентоспособным на глобальном уровне», – сказал А. Чибис.

Ключевой целью названы, во-первых, расширение транспортной доступности к порту Лавна за счет строительства ближних железнодорожных подходов протяженностью около 50 км, а, во-вторых, обеспечение пропускной способности в объеме до 18 млн тонн грузов к порту Лавна. Сейчас, по информации пресс-службы регионального правительства, по железной дороге можно перевозить до 6 млн тонн грузов. По информации пресс-службы правительства Мурманской области, стройка порта Лавна вышла на финальную стадию.

«Одна линия полностью готова, завершаются пуско-наладочные работы», – передает пресс-служба регионального правительства.

Потенциал роста экспорта угля связан в основном с китайским рынком и с учетом развития новых транспортных коридоров, таких как Севморпуть, такое мнение высказала Елена Ганьшина, доцент Финансового университета при Правительстве России.

«Потенциал роста экспорта угля связан исключительно с восстановлением мировых цен на него. Ни Севморпуть, ни другие новые транспортные коридоры здесь ни при чем.

Главный угольный терминал в Арктике (ММТП) теряет грузооборот двузначными темпами, и Севморпуть ему не помогает – слишком дорого сейчас везти до Мурманска по железной дороге. Про балкеры ледового класса даже не упоминаем», – резюмировала эксперт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions