+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.06.2025 14:49:09
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Логистика как карьера: куда пойти учиться и сколько можно зарабатывать

Каждое лето тысячи выпускников школ и колледжей стоят перед важным выбором: в какой вуз поступить и какую специальность выбрать, чтобы получить востребованную профессию и перспективы для карьерного роста. На фоне устойчивого развития транспортной отрасли и цифровой трансформации логистических процессов все больше абитуриентов рассматривают логистику как стратегически выгодное направление. Это сфера, где пересекаются технологии, экономика, управление и международные связи, а значит, открываются широкие возможности для профессиональной реализации уже в первые годы после окончания университета.
Логистика как карьера: куда пойти учиться и сколько можно зарабатывать

Кадровый голод в логистике

Современный рынок логистики испытывает нехватку квалифицированных специалистов. Как отмечает операционный директор «А2 Экспедирование» и преподаватель Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Никита Злобин, проблема затрагивает как технические, так и управленческие позиции: «На рынке труда в логистике острая нехватка специалистов, особенно технических. Компании конкурируют за кадры, делают контрпредложения, зарплаты растут. Из-за этого предприятия расширяют возрастные рамки, ищут сотрудников в регионах и других отраслях».

Кадровый дефицит имеет системные причины: демографические изменения, миграция, отток специалистов за рубеж, а также переориентация части профессионалов на другие отрасли. Все это приводит к росту сроков подбора, снижению планки входа и (в ряде случаев) компромиссам по квалификации.

Наибольший дефицит ощущается в сегменте линейного и операционного персонала, который раньше традиционно воспринимался как «массовый»: «Больше всего нужны водители, диспетчеры, сортировщики, кладовщики, комплектовщики, грузчики и водители погрузчиков. Хотя в начале 2025 года ситуация немного улучшилась».

Однако не меньшую сложность вызывает и дефицит специалистов с цифровыми навыками. Как отмечает эксперт, формальная готовность к цифровизации зачастую не сопровождается реальной технической компетентностью: «Много кто говорит про цифровизацию, но мало кто реально в ней разбирается».

На этом фоне возрастает значение гибких моделей обучения и альтернативных входов в профессию. Сегодня в логистику все чаще приходят специалисты из смежных сфер – закупок, складского учета, ВЭД. «При подборе сотрудников я в первую очередь смотрю на навыки и опыт, а не на диплом. Образование, конечно, плюс, но важнее системное и инженерное мышление. Мой идеальный кандидат – это человек с техническим складом ума и творческим подходом, способный анализировать и адаптироваться к изменениям рынка», – объясняет Н. Злобин.

Он также подчеркивает роль краткосрочных образовательных программ и сертификаций, позволяющих быстрее освоиться в профессии и получить базовые компетенции: «Качественные краткосрочные курсы и сертификаты – большой плюс. Они помогают быстрее адаптироваться и расти в профессии. Перейти в логистику из другой сферы реально, особенно с опытом в закупках, складе, ВЭД. Но для технических специальностей, например, механика, образование обязательно. В любом случае важно постоянно учиться, ведь логистика быстро меняется».

Знания как база

Современный специалист по логистике должен обладать не только знанием логистических процессов, но и уверенными ИТ-компетенциями. В числе обязательных – работа с TMS (transport management system), WMS (warehouse management system), ERP-системами, в том числе 1С, а также знание ЭТРАН и других электронных платформ документооборота. Навыки работы с Excel на уровне продвинутого пользователя, включая сводные таблицы и макросы, – также в числе стандартных требований.

Кроме технической подготовки, рынок требует системного мышления, умения анализировать большие объемы данных, планировать маршруты и управлять рисками. В условиях международной логистики все чаще требуется знание иностранных языков, прежде всего английского и китайского. Также востребованы soft skills: стрессоустойчивость, способность работать в условиях многозадачности, коммуникативные навыки и клиентоориентированность.

Компании высоко ценят сотрудников, умеющих быстро адаптироваться к изменениям – будь то смена поставщика, логистического маршрута или технологии учета. Именно такая гибкость становится конкурентным преимуществом на фоне автоматизации и цифровизации отрасли.

Где учат современных логистов

Фундаментальное образование в логистике по-прежнему остается ценным. Особенно если учебный процесс совмещен с практикой и отраслевыми партнерствами. Как рассказывает Н. Злобин: «Рекомендую вузы с хорошей репутацией и связями в транспортной отрасли. Например, Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) – мой родной университет, сильный в транспортной логистике, с упором на практику и цифровые технологии. У них тесное взаимодействие с компаниями и таможней. Еще Российский университет транспорта (РУТ) – старейший транспортный вуз, НИУ ВШЭ – одна из первых начала обучать логистике (с 2000-х годов), Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (РЭУ) – с хорошей экономической базой, Бауманка (МГТУ) – с промышленной логистикой и инноватикой, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) – сильный региональный вуз».

Схожую позицию выражает и Наталья Бачило, директор по управлению персоналом АО «РЖД Логистика»: «Профильное образование является одним из базовых критериев успеха будущего логиста, так как данная профессия требует специальных навыков и компетенций, глубокого понимания основных принципов организации перевозочного процесса и владения программными продуктами (в первую очередь 1С и ЭТРАН)».

Она добавляет: «Знания важно подкреплять практикой, поэтому «РЖД Логистика» каждый год дает возможность студентам профильных вузов (в частности, РУТ (МИИТ), МГТУ им. Баумана, РАНХиГС, Финансового университета, МГИМО) сделать первые шаги в профессии и пройти практику в нашей компании».

Отдельно эксперт подчеркивает растущую ценность специалистов со знанием языков:«Особую ценность для отрасли сегодня представляют логисты со знанием китайского, арабского и других иностранных языков. Востребованность данных специалистов растет параллельно с укреплением транспортных связей с Китаем, странами Персидского залива, Индией».

Выбор профильной образовательной программы становится ключевым шагом для тех, кто планирует карьеру в логистике. В ведущих вузах России реализуются как бакалаврские, так и магистерские направления, охватывающие как классическую транспортную логистику, так и современные цифровые технологии управления цепями поставок. В Российском университете транспорта (РУТ/МИИТ) востребованы программы «Логистика и управление цепями поставок на железнодорожном транспорте» и «Таможенное дело и ВЭД», где акцент сделан на железнодорожные перевозки, международную торговлю и цифровизацию процессов. В НИУ ВШЭ действует одна из сильнейших в стране программ «Логистика и управление цепями поставок» на факультете бизнеса и менеджмента – конкурс на нее стабильно высокий. В МГТУ им. Баумана студентов обучают по направлению «Промышленная логистика», где большое внимание уделяется инженерному мышлению, оптимизации производственных цепочек и внедрению информационных систем. В МГИМО логистике обучают в рамках программ по международной торговле и внешнеэкономической деятельности, с уклоном в мультимодальные перевозки и международное право. В Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения императора Александра I (ПГУПС) готовят специалистов по программам, ориентированным на управление перевозками, логистику и эксплуатацию транспортной инфраструктуры. Учебные планы включают дисциплины по цифровым технологиям в логистике, моделированию транспортных процессов и использованию современных IT-систем, таких как ЭТРАН и TMS, что делает выпускников востребованными как в операционном, так и в управленческом сегменте отрасли. Среди региональных вузов стоит отметить ОмГУПС и ДВГУПС, где сформированы прикладные программы по организации перевозок, управлению транспортной инфраструктурой и цифровым системам планирования. Большинство программ включают производственную практику, работу с ЭТРАН, 1С, TMS/WMS-системами, а также тесное сотрудничество с логистическими компаниями и госструктурами, что позволяет выпускникам быстро адаптироваться к требованиям рынка.

Карьерный рост и уровень доходов

Современные компании уходят от вертикальных карьерных моделей. Молодые сотрудники все чаще ориентированы на быстрое развитие, достойную атмосферу и четкую систему целей. По словам Н. Злобина, «молодые специалисты ищут не только высокую зарплату, но и хорошую атмосферу, понятные цели и соблюдение work-life balance. Важна четкая карьерная лестница». «Я считаю, что сейчас не работают консервативные карьерные траектории без выстроенной в компании EVP (employment value proposition) – ценностного предложения работодателя. EVP – это набор преимуществ, который рынок труда и сотрудники воспринимают как ценность, которую они получают, работая в компании». 

Рост возможен уже в первые годы: «За 1,5–3 года можно стать специалистом. Начальная зарплата – 50–70 тыс. руб., но быстро растет до 120–200 тыс. руб. и выше. Главное – постоянно учиться и адаптироваться к новым технологиям. В логистике сейчас много перспектив для тех, кто готов к изменениям», – резюмирует он.

Высокие зарплаты высоким знаниям

Портал HeadHunter показывает, что логистика остается одной из наиболее активно развивающихся сфер на рынке труда, с устойчивым спросом на специалистов разного профиля. По данным hh.ru за май 2025 года, наиболее востребованы менеджеры по логистике, специалисты по ВЭД, транспортные планировщики, операционные диспетчеры и аналитики цепей поставок. В Москве и Санкт-Петербурге уровень начальных предложений для специалистов с опытом составляет в среднем от 85 000 до 140 000 рублей, но уже через 1–2 года активной работы, особенно при наличии опыта в работе с TMS-системами и знании иностранного языка, можно претендовать на позиции с доходом от 200 000 до 250 000 рублей. Например, в логистических подразделениях международных торговых операторов и в транснациональных логистических провайдерах активно ищут supply chain-аналитиков, владеющих 1С ERP, SAP S/4HANA, а также BI-инструментами, такими как Power BI или Qlik, с предложениями от 160 000 рублей в Москве и от 120 000 рублей в регионах.

Особый интерес со стороны работодателей наблюдается в Центральной России, Поволжье и на Урале – в этих регионах формируются распределительные центры федеральных ретейлеров и производственных холдингов. Например, в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Казани востребованы специалисты по управлению складами (от 70 000 до 120 000 рублей), логисты-диспетчеры (от 60 000 рублей) и координаторы мультимодальных перевозок (от 100 000 рублей). В Дальневосточном регионе, особенно во Владивостоке и Хабаровске, наблюдается растущий спрос на логистов со знанием китайского языка и опытом взаимодействия с китайскими контрагентами в рамках ВЭД – таким специалистам предлагают от 130 000 до 220 000 рублей в зависимости от уровня квалификации и наличия опыта.

Наиболее высокооплачиваемыми остаются вакансии в сфере цифровой логистики. Разработчики и интеграторы TMS, WMS и SAP-решений получают предложения от 180 000 рублей и выше, в отдельных проектах зарплаты достигают 300 000–350 000 рублей, особенно в крупных городах и распределительных узлах, где бизнес ориентирован на автоматизацию складской и транспортной инфраструктуры. Работодатели ищут не просто технарей, а специалистов с пониманием логистических процессов, способных проектировать ИТ-решения под реальные операционные задачи. Уверенное владение отраслевыми системами, знание международных стандартов документооборота, опыт в управлении цифровыми складами и прогнозировании грузопотоков – все это сегодня напрямую влияет на уровень дохода и карьерные перспективы специалиста.

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions