+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.12.2022 18:00:26
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Год больших перемен: обходы, объезды, падения

Санкции по осени считают. Из-за них в 2022 году поставки подорожали втрое, или вовсе оказались невозможными. Санкции «закрыли небо» и заблокировали авиасообщение, запретили российским судам заходить в порты ЕС, а автоперевозчикам – пересекать границу. Компания «РЖД» вошла в санкционный список и начала суд с Siemens. Разворот на восток увеличил на Восточном полигоне число брошенных поездов и загруженность сети. Альтернативные маршруты ищут на в МТК Север – Юг и Запад – Восток, а также на Севморпути. Какие события года изменили логистику в РФ – в нашем обзоре.
Год великих запусков

В 2022 году официально заработал трансграничный железнодорожный мост Нижнеленинское – Тунцзян – первый из сооружений, объединяющий соседние страны с общей границей в 4 тыс. км. О мосте говорили с 2006 года, но запустили движение в ноябре. С китайской стороной согласовано движение 5 пар поездов в сутки, до 5,5 млн т грузов в год. В перспективе их число увеличится до 8 пар, а ежегодный объем грузоперевозок вырастет до 9,6 млн т.

Российская сторона разработала технологию по движению в адрес погранперехода поездов весом 6,2 тыс. т и длиной до 68 вагонов. Для этого были удлинены приемо-отправочные пути на всех станциях линии Биробиджан – Ленинск, а также организована смена вида тяги на ст. Биробиджан-2. Через Нижнеленинское запустят перевозку насыпных грузов, а в будущем и контейнеры, до двух пар составов. Есть проект по созданию у погранперехода транспортно-логистического центра, где, разместят контейнерные площадки суммарной мощностью 100 тыс. TEU ежегодно. Но срок ввода – не ранее 2024 года.

В уходящем году в Москве запустили скоростной диаметр: автоперевозчики грузов теперь могут пересечь Москву по северо-западной хорде от въезда с трассы М-11 (Санкт-Петербург) до выезда на М-12 (Нижний Новгород – Казань) за полчаса. С учетом съездов и прилегающей улично-дорожной сети построено порядка 120 км дорог, 80 эстакад, мостов, тоннелей, 21 подземный пешеходный переход двойного назначения, здесь затерялись даже торгово-развлекательные центры. Но стройка не остановлена: в 2023 году, после окончания стройки, ее протяженность увеличится с 38 км до почти 70 км.

В Северный морской путь тоже мало кто верил. Атомный лихтеровоз «Севморпуть» в уходящем году дважды прошел через русскую Арктику по маршруту Санкт-Петербург – Петропавловск-Камчатский – Восточный – Санкт-Петербург. Государство субсидирует оба каботажных рейса. Бизнес пока изучает возможности транспортировки груза через льды Арктики. Самое дорогое – ледокольная проводка. Атомный лихтеровоз «Севморпуть», конечно, не нуждается в сопровождении, но он – единственный.

Восточный полигон как игольное ушко

В историю РЖД 2022 год войдет как год беспрецедентного роста железнодорожных тарифов, с 1 января 2023-го прирост составит около 30%. По данным СОЖТ, в 2022 году объем тарифной нагрузки составит около 136 млрд руб. Обещано собранные с грузоотправителей средства направить на развитие инфраструктуры.

В 2022 году спрос на грузовые перевозки в восточном направлении превысил расчетные провозные параметры Восточного полигона: по различным оценкам, страна недополучает из-за недоработок на инфраструктуре около 2 трлн руб. в год. Так как РЖД никак официально не объявят об окончании первого этапа развития и модернизации Восточного полигона, то предложено оставить за РЖД эксплуатацию и капитальный ремонт, а функцию строительства полигона передать Минстрою. По этому поводу в 2022-м разгорелась дискуссия, но точка так и не поставлена.

Подсчитано, что инфраструктурные ограничения РЖД ежедневно оставляют без движения до 180 составов с углем в Кузбассе. Об этом говорят угольщики, железнодорожники информацию не подтверждают. Итог: добыча угля в Кузбассе сократилась с начала года на 9,6%, до 19,5 млн т. В 2023 году на Восточном полигоне и вовсе станет тесно: открыт Забайкальский зерновой терминал, в 2023 «Удоканская медь» заявила о планах по наращиванию экспорта, а частная железная дорога от Эльгинского месторождения заявила об увеличении вывоза угля на 30 млн т, впрочем, об увеличении вывоза угля заявляет и глава Кузбасса.

РЖД, кажется, готовы расширять и модернизировать инфраструктуру: капиталовложения в 2023 году превысят 1,07 трлн руб., на финансирование государство добавило 250 млрд руб., не считая финансового эффекта от других мер поддержки, включая отсрочку уплаты страховых взносов. В ближайшее время правительство обещало направить железнодорожному холдингу еще более 200 млрд руб. Однако часть проектов, в том числе по расширению и модернизации Восточного полигона, отодвинуты на отдаленную перспективу.

В 2022 изменились правила организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте: заложена основа для развития беспилотных технологий, изменена структура устройств электроцентрализации и ЖАТ и обязанностей работников РЖД. В систему обеспечения безопасности движения включена экологическая составляющая. Однако в новых правилах нормативы сформулированы в общем виде, непрописанные белые пятна заполнит владелец инфраструктуры локальными нормативными актами. ОАО «РЖД» уже продвигает изменение правил перемещения порожних грузовых вагонов со станций, не являющихся припортовыми. Суть – принудительно эвакуировать брошенные более трех суток грузовые вагоны можно с расширенного перечня станций. Перевозчик также предложил изменить порядок отцепок в ТОР: часть ответственности за неисправности таким образом переложить на других участников рынка. Операторы сопротивляются, поскольку после ТОРа вагон на сеть принимает все равно перевозчик. Споры в 2023 году продолжатся, фундамент для этого уже заложен.

Порты на пределе возможностей

Основные проблемы Балтики – излишнее доверие к европейской дистрибуции. Однако в целом перевалка грузов в российских морских портов России за первые 11 месяцев уходящего года увеличился на 0,6%, да и соотношение между терминалами Северо-западного, Южного и Дальневосточного бассейнов изменилось незначительно, статистику публикует АСОП: перевалка морских портов Балтийского бассейна за 11 месяцев 2022 года снизилась на 2,3%, до 225,2 млн т, а перевалка в Дальневосточном бассейне увеличилась на 1,6% до 209,4 млн т. Получается, до объемов Северо-Запада, несмотря на все потери в указанном регионе и вопреки прогнозам целого ряда аналитиков, дальневосточные порты не поднялись. В 2023 году на Балтике ожидается приток дополнительных объемов сухих грузов.

Потери Большого порта восполнили причалы в Усть-Луге и Приморске. В начале года на морской линии грузоперевозок между Петербургом и Калининградом работали два судна, сегодня их число стремится к 20. Для доставки нефтепродуктов с ноября на линию Большой порт Санкт-Петербург – Калининград вышел танкер, но работает он нерегулярно, два-три раза в неделю. Сухогруз «Механик Ярцев» – это первое судно программы субсидирования морских перевозок. Правительство России из резервного фонда выделило 1,3 млрд руб. для перевозки морем порядка 900 тыс. т. грузов.

Автоперевозка – для рисковых

C 10 октября 2022 года автоперевозчики из стран ЕС вынуждены перецеплять или перегружать товар при въезде на территорию РФ. Аналогичную меру еще в апреле ввели в Белоруссии. Теперь транспорт из Европы следует до приграничного терминала, где происходит перегрузка товара на российские фуры или перецепка полуприцепов. В России, правда, без остановок идут европейские поставщики 92 категорий товаров – продукты, алкоголь, табак, лекарства. Простои на границе, которые были всегда, теперь увеличились втрое, до 10 суток. В основном из-за таможенных проверок: МАПП функционируют с нагрузкой до 35% от имеющегося технического потенциала.

Смена европейских фур на российские или белорусские происходит на таможенно-терминальных комплексах в Псковской, Калининградской, Ленинградской и Мурманской областях, а также Карелии и Санкт-Петербурге. С конца ноября литовские таможенники через границу пропускают только те фуры, за рулем которой сидит или собственник машины, или лицо, имеющее лицензию на осуществление международных перевозок. «Владелец во всех документах – и в накладной для международной перевозки, и в свидетельстве о регистрации транспортного средства должен совпадать», – говорят участники рынка. То есть под новые ограничения попали все арендованные автомобили, фактическими владельцами которых являются физические лица. Теперь «хитрецам» грозит штраф в €400.

Год великих транспортных потерь

Потребность авиакомпаний в самолетах оценивается в 1,7 тыс. самолетов. До 2030 года их намерены заместить самолетами отечественного производства. Общий бюджет Программы развития авиатранспортной отрасли со стратегической задачей по ускоренному переходу на отечественную технику до 2030 года – 770 млрд руб. Однако проекты по созданию отечественных Sukhoi Superjet 100 и МС-21 стартовали еще 20 лет назад, но строительство затянулось: сроки разработки авиадвигателя ПД-35 сдвигаются, а все выпускаемые для продаж МС-21 оснастят только ПД-14. Первый полет импортозамещенной версии Sukhoi Superjet запланирован на весну следующего года. Пока же аэропорты сами ищут выходы. В авиакомпании «Якутия» каннибализировали два из четырех SSJ-100, полученных в лизинг от ГТЛК. Базовый перевозчик ростовского аэропорта Платов «Азимут» получил SSJ-100, оснащенный двигателями, которые ранее уже использовались в другом самолете.

Железнодорожные пассажирские перевозки. В 2022 году стал острым вопрос о техническом обслуживании и ремонте 294 электропоездов «Сапсан» и «Ласточка». В мае Siemens перестал исполнять свои обязательства. РЖД намерены через суд добиться признания недействительным одностороннего расторжения контракта и взыскать с Siemens Aktiengesellschaft и Siemens Mobility неустойку за каждый день неисполнения. Предварительное заседание по этому делу назначено на 18 января 2023 года.

Для обслуживания поездов «Сапсан» и «Ласточка» создано отдельное предприятие, в которое вошли подразделения Siemens в России, включая персонал и складские запасы. О строительстве новых «Сапсанов» и «Ласточек» уже не идет речь, но «Уральские локомотивы» разрабатывают высокоскоростной отечественный поезда, опытный образец появится уже в 2023 году, еще через три года – серийное производство. За импортозамещение кассетных подшипников для инновационных вагонов, используемых в грузовых перевозках, бились весь год. Но победу обещают только в 2023-м. С точки зрения импорта оказалась уязвима целая линейка подшипниковой продукции средней и тяжелой серий – не только буксовые, но и моторно-осевые, моторно-якорные подшипники, которые применяются на локомотивах.

К концу 2022 года состав атомного флота России пополнили три атомных ледокола – «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Последний вышел в свой первый рейс в Обь-Енисейский район Карского моря 2 декабря 2022-го. По первоначальному контракту сдача должна была состояться в ноябре 2021 года. Впрочем, и строительство «Арктики», которое стартовало в 2013-м, тоже шло сложно и с переносом сроков сдачи, как и строительство «Сибири».

Сейчас на «Балтийском заводе» заложены и строятся третий и четвертый серийные ледоколы проекта 22220 – «Якутия» и «Чукотка». И они тоже идут не без сложностей. Если судостроители сорвут сроки, то освоение Севморпути окажется под вопросом: сейчас его обслуживают сейчас четыре ветерана – ледоколы «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач». Последний покинет трудовую вахту уже в 2023–2024 гг., следом, в 2025–2026 гг., из состава флота выведут «Таймыр», в 2027–2028 гг. – «Ямал», эксплуатация ледокола «50 лет Победы» продлена до 2039 года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions