Рост и падение грузопотока
Самые глубокие показали роста и падения, как правило, по тем грузам, объемы которых невелики, так Елена Шелеметьева, директор по маркетингу SeaNews, начинает свое выступление. Весь 2022 и начало 2023 года уголь, в том числе и кокс, показывали стабильно низкий спрос на грузоперевозки в импортном направлении, но в феврале 2023 года динамика изменилась и кривая рванула вверх: в марте на 600%, а в апреле показатель удвоился, до 1200%. В мае кривая импорта угля рухнула в привычное отрицательное поле.
«Такой всплеск – явление разовое», – констатирует эксперт.
Однако скачок украсил годовую статистику по грузообороту в импортном направлении ростом, по итогам на первые 8 месяцев – рост в 12 раз, добавляет она. Если скачок повторится, то график станет еще более драматичным. Впрочем, грузооборот всего 2023 года показывает крайнюю неравномерность. Огромная номенклатура грузов переместились в отрицательное поле: полностью ушли импортные химические и минеральные удобрения, лес и металлолом – но их и было очень мало, добавляет Елена Шелеметьева. В 2023 году рухнул импорт металлолома, на 99,9%; импорт цветных металлов упал на 85%; сахар – на 82%. Снижение на 40% показали черные металлы, зерно на 19%. Упал и экспорт, в частности, грузооборот руды показал снижение на 41%, на 19% – черных металлов, а цветных – на 13%, на 33% лесных грузов. В России на 77% упал экспорт ро-ро грузов и на 72% грузов на паромах, говорит Е. Шелеметьева.
«По ро-ро грузам все достаточно просто: ушли операторы, предоставляющие услуги по перевозке таких грузов. На динамике экспортных перевозок лесных грузов и черных металлов сказались ограничения, как и тех, что ввела Россия, так и санкционных, введенных Евросоюзом», – констатирует эксперт.
Море надежд останавливает железная дорога
Порты русской Балтики, однако, показывают рост грузооборота. В числе той номенклатуры, что поднимает импортные грузоперевозки, – руда и рефгрузы, здесь рост на 36% и 27% соответственно. Но перевозки зерна и грузов в контейнерах упали, каждая из номенклатур на 18%
«Полностью прекратилась перевалка в импорте химических и минеральных удобрений, угля и кокса, лесных грузов, ро-ро и грузов на паромах», – констатирует эксперт.
В экспортном направлении нарастают грузоперевозки минеральных и химических удобрений, до 69%, уголь и кокс на 26%, сжиженный газ на 12%, нефть на 4%.
«По углю позитивная динамика наметилась в конце прошлого года, даже с учетом санкций на экспорт российского угля в Европу», – продолжает Елена Шелеметьева.
До марта 2022 года порты Северо-Запада везли грузы в направлении Европы, с начала 2023 года порты переориентировались. Теперь порты русской Балтики поставляют уголь в адрес Китая, Индии, Турции, Северной Африки. В странах АТР сложилась и наиболее благоприятная ситуация и по стоимости угля, и по стоимости фрахта, и по возможности принимать крупнотоннажные суда.
«По минеральным удобрениям, несмотря на санкции, удалось выстроить новые логистические цепочки. Рост перевалки частично обеспечен белорусскими грузовладельцами», – отмечает Е. Шелеметьева.
Экспортные отгрузки зерна растут: в 2,6 раза по итогам за первые восемь месяцев, к концу года показатель значительно увеличится. В сентябре официально заработал специализированный терминал по отгрузке зерна в Высоцке, его мощность 4 млн тонн. Но санкционные ограничения обвалили экспортный грузопоток леса, снижение на 72%, нефтепродуктов на 21%, на 12% снизилась погрузка в экспортном направлении черных металлов.
«Изделия из дерева, в частности, фанера, а также пеллеты запрещены к ввозу в Евросоюз, и это существенно повлияло на объемы перевалки. По черным металлам падение не столь существенное, поскольку хотя Евросоюз в 2022 году и запретил поставки изделий из металла, на стальные полуфабрикаты санкции распространятся только в 2024 году», – подчеркивает Елена Шелеметьева.
Удивительно, но согласно статистике экспорт угля и кокса в Азово-Черноморском бассейне показывал рост, но в конце концов по итогам первых восьми месяцев номенклатура показала падение на 18%. На динамику повлияла ограниченность железнодорожной инфраструктуры.
«Ограниченная пропускная способность железнодорожных подходов не позволяют нарастить экспорт угля и кокса, да и не все терминалы на юге могут принимать крупнотоннажные суда», – заключает Е. Шелеметьева.
Автор: Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.