+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.09.2023 17:15:13
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Экспортно-импортный грузопоток: чем он меньше, тем меньше в нем стабильности

В 12 раз вырос импорт угля по итогам первых восьми месяцев 2023 года. Однако погрузка номенклатуры не растет последние четыре месяца на нулевом показателе. Об этом заявляют участники Международной конференции Shipping and Digital.Опыт 2023, которая прошла в Петербурге накануне. Статистика экспортно-импортного грузооборота в 2023 году показывает невероятные кульбиты, отмечают участники рынка.
Рост и падение грузопотока

Самые глубокие показали роста и падения, как правило, по тем грузам, объемы которых невелики, так Елена Шелеметьева, директор по маркетингу SeaNews, начинает свое выступление. Весь 2022 и начало 2023 года уголь, в том числе и кокс, показывали стабильно низкий спрос на грузоперевозки в импортном направлении, но в феврале 2023 года динамика изменилась и кривая рванула вверх: в марте на 600%, а в апреле показатель удвоился, до 1200%. В мае кривая импорта угля рухнула в привычное отрицательное поле.

«Такой всплеск – явление разовое», – констатирует эксперт.

Однако скачок украсил годовую статистику по грузообороту в импортном направлении ростом, по итогам на первые 8 месяцев – рост в 12 раз, добавляет она. Если скачок повторится, то график станет еще более драматичным. Впрочем, грузооборот всего 2023 года показывает крайнюю неравномерность. Огромная номенклатура грузов переместились в отрицательное поле: полностью ушли импортные химические и минеральные удобрения, лес и металлолом – но их и было очень мало, добавляет Елена Шелеметьева. В 2023 году рухнул импорт металлолома, на 99,9%; импорт цветных металлов упал на 85%; сахар – на 82%. Снижение на 40% показали черные металлы, зерно на 19%. Упал и экспорт, в частности, грузооборот руды показал снижение на 41%, на 19% – черных металлов, а цветных – на 13%, на 33% лесных грузов. В России на 77% упал экспорт ро-ро грузов и на 72% грузов на паромах, говорит Е. Шелеметьева.

«По ро-ро грузам все достаточно просто: ушли операторы, предоставляющие услуги по перевозке таких грузов. На динамике экспортных перевозок лесных грузов и черных металлов сказались ограничения, как и тех, что ввела Россия, так и санкционных, введенных Евросоюзом», – констатирует эксперт.

Море надежд останавливает железная дорога

Порты русской Балтики, однако, показывают рост грузооборота. В числе той номенклатуры, что поднимает импортные грузоперевозки, – руда и рефгрузы, здесь рост на 36% и 27% соответственно. Но перевозки зерна и грузов в контейнерах упали, каждая из номенклатур на 18%

«Полностью прекратилась перевалка в импорте химических и минеральных удобрений, угля и кокса, лесных грузов, ро-ро и грузов на паромах», – констатирует эксперт.

В экспортном направлении нарастают грузоперевозки минеральных и химических удобрений, до 69%, уголь и кокс на 26%, сжиженный газ на 12%, нефть на 4%.

«По углю позитивная динамика наметилась в конце прошлого года, даже с учетом санкций на экспорт российского угля в Европу», – продолжает Елена Шелеметьева.

До марта 2022 года порты Северо-Запада везли грузы в направлении Европы, с начала 2023 года порты переориентировались. Теперь порты русской Балтики поставляют уголь в адрес Китая, Индии, Турции, Северной Африки. В странах АТР сложилась и наиболее благоприятная ситуация и по стоимости угля, и по стоимости фрахта, и по возможности принимать крупнотоннажные суда.

«По минеральным удобрениям, несмотря на санкции, удалось выстроить новые логистические цепочки. Рост перевалки частично обеспечен белорусскими грузовладельцами», – отмечает Е. Шелеметьева.

Экспортные отгрузки зерна растут: в 2,6 раза по итогам за первые восемь месяцев, к концу года показатель значительно увеличится. В сентябре официально заработал специализированный терминал по отгрузке зерна в Высоцке, его мощность 4 млн тонн. Но санкционные ограничения обвалили экспортный грузопоток леса, снижение на 72%, нефтепродуктов на 21%, на 12% снизилась погрузка в экспортном направлении черных металлов.

«Изделия из дерева, в частности, фанера, а также пеллеты запрещены к ввозу в Евросоюз, и это существенно повлияло на объемы перевалки. По черным металлам падение не столь существенное, поскольку хотя Евросоюз в 2022 году и запретил поставки изделий из металла, на стальные полуфабрикаты санкции распространятся только в 2024 году», – подчеркивает Елена Шелеметьева.

Удивительно, но согласно статистике экспорт угля и кокса в Азово-Черноморском бассейне показывал рост, но в конце концов по итогам первых восьми месяцев номенклатура показала падение на 18%. На динамику повлияла ограниченность железнодорожной инфраструктуры.

«Ограниченная пропускная способность железнодорожных подходов не позволяют нарастить экспорт угля и кокса, да и не все терминалы на юге могут принимать крупнотоннажные суда», – заключает Е. Шелеметьева.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions