Пути замещения
На ЗСЖД постепенно восстанавливаются объемы перевозки грузов, рассказал на Сибирском транспортном форуме начальник Западно-Сибирского ТЦФТО Александр Елизаров.
По оперативным данным, погрузка дороги за 6 месяцев составила чуть более 140 млн т. Это на 1,1% ниже, чем годом ранее. Однако отставание к прошлогоднему уровню постепенно сокращается. В июне прирост по отправленным грузам составлял 2,1%. Положительная динамика наблюдается по отправкам угля, нефтепродуктов, контейнеров.
В частности, на привлекательность контейнерных перевозок влияет снижение ставок морского фрахта. «Они начали потихоньку опускаться уже с середины 2022 года, и на 12 июня снизились до $1850 за 20-футовый и $2700 за 40-футовый контейнеры. Я не могу сделать прогноз, что ставки вернутся к прежним показателям и будут составлять $680 и $780 за контейнер, соответственно, но думаю, что нынешняя цена достаточно комфортна и для грузовладельцев, и для экспедиторов», – говорит руководитель московского представительства ООО «Русские Транспортные Линии» Владлена Кицура.
Как ожидается, позитивный результат по погрузке на ЗСЖД даст также июль. И таким образом по итогам 7 месяцев магистраль выйдет в зеленую зону.
Драйвером перевозок выступают экспортные грузы. В I полугодии на экспорт ЗСЖД погрузила 75,7 млн т или на 1,6% больше, чем за аналогичный период 2022 года.
В адрес западных стран, которые ввели против РФ санкции, погрузка сибирских предприятий сократилась до минимальных значений, в то же время резко выросли отправки в направлении других государств, отметил А. Елизаров.
Например, в адрес ОАЭ погружено на 15,3 млн т больше, чем за январь-июнь 2022 года (рост более чем в 4 раза), Китая – на 9,8 млн т (+142%), Индии – на 9,3 млн т (+122%), Турции – на 2,2 млн т (+26%).
Грузоотправители активно замещают потерянные в прошлом году рынки, констатирует начальник ТЦФТО. «К примеру, метанол традиционно с предприятий Томской области раньше шел в Финляндию, специализированные порты были только там, далее расходился по миру. С момента объявления санкций перевозки туда стали невозможны. Тем не менее, партнеры быстро перестроились на Дальнем Востоке, переоборудовали порт. В прошлом году перевезли на восток 144 тыс. т, в этом уже 184 тыс. – это абсолютно стабильное направление, с дальнейшей отправкой на Китай. В дальнейшем рассматриваются [для экспорта] порты Черного моря», – рассказал он.
Как добиться эффективной логистики
Действительно, сибирские экспортеры сегодня дают значительную загрузку морским терминалам в разных частях страны. Как сообщил А. Елизаров, рекордный рост перевозок наблюдается сейчас через порты Северо-Запада, особенно Санкт-Петербурга. «Новые направления – Индия, ОАЭ, Турция – для наших северных портов еще год назад были немыслимы», – отметил он.
Стабильное предъявление угля и нефтепродуктов идет через порты Черноморского бассейна. В этом году объемы остаются на уровне прошлогоднего значения, но в прошлом году они выросли на 15% на фоне возросшего пассажиропотока. «Аэропорты [Юга] по-прежнему закрыты, и всю нагрузку на инфраструктуру испытываем и по пассажиропотоку», – сказал представитель ЗСЖД.
Прирост погрузки наблюдается и в направлении Дальнего Востока, хотя предъявление грузов к перевозке в сторону тихоокеанских портов еще выше. «Восточный полигон – самая острая проблема. Но понимаем, что такие инфраструктурные возможности. Много осуществляется действий по развитию, но моментально невозможно все сделать», – говорит президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов.
По его словам, при выходе на новые рынки важно добиваться наибольшего эффекта от транспортно-логистических схем. Например, опыт экспортной отправки в Иран через Азербайджан (западная ветвь МТК «Север – Юг») показал себя не столь хорошо, вследствие необходимости перегруза с железнодорожного на автомобильный транспорт из-за отсутствия 170-километрового участка пути Решт – Астара.
Приходится искать решения и для экспорта в Индию. При отправках груженых контейнеров обратная загрузка из этой страны составляет лишь 30%. Поэтому была разработана схема, когда после выгрузки контейнер следует в Китай, берет груз и уже затем направляется в Россию.
«Еще один вариант – формирование поездов из Новосибирска в Китай транзитом через Казахстан. Ускоренные поезда уже пошли, есть опыт и РЖД и наших компаний. Еще один проект – формирование почтово-багажного поезда, движущегося со скоростью пассажирского», – предложил С. Максимов.
Автор: Павел Белов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.