• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 71.24 0 EUR ЦБ РФ 82.73 0
    BTC 60935.22 usd BTC 4328228.68 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.01.2021 15:31:21
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

РЖД ищет способы собрать с клиентов больше денег

В ОАО «РЖД» в 2021 году намерены теснее увязать тарифную политику со структурой своих затрат. Соответственно тариф должен быть более справедливым для железнодорожников, отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило.
РЖД ищет способы собрать с клиентов больше денег
Как отметили специалисты, основную задачу в сфере продаж своих сервисов монополия видит в том, чтобы собрать как можно больше денег со всех клиентов, которые способны заплатить за железнодорожные перевозки. А для этого следует снизить на наиболее загруженных направлениях долю транспортировок дешевых грузов и соответственно увеличить долю более дорогостоящих. В основном это касается Восточного полигона.

Однако прямо об этом в ОАО «РЖД» говорить не могут, поскольку понимают, что столкнутся с сильным противодействием ряда якорных клиентов, отправляющих сырьевые грузы на экспорт. Ведь эта тема уже выходит на уровень не столько транспортной политики, сколько макроэкономики РФ. Поэтому в ОАО «РЖД» будут вынуждены идти другим путем.

Один из вариантов – предлагать те или иные способы совершенствования системы планирования и расчета цены комплексной транспортной услуги, отметил заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семенкин.

Законодательные барьеры

Под таким углом зрения, вероятнее всего, и следует рассматривать новые инициативы ЦФТО. Клиентам будут предлагать перевозки грузов в рамках тарифного коридора со скидками по наименее загруженным направлениям, а по дефицитным – искать способы, чтобы заключить договор с различными накрутками и предоставить для выполнения транспортировок по ним особые условия (приоритетный порядок).

Однако подобная практика рано или поздно натолкнется на препятствия, заложенные в российском законодательстве. Ведь там четко регламентирован порядок оказания сервисов, в основе которого – публичность основной услуги. Все клиенты должны иметь равный доступ к инфраструктуре. И тот, кто пришел первым, должен и уехать первым вне зависимости от вида тарификации груза по уровню доходности для ОАО «РЖД».

Вот почему в монополии в течение 2021 года придется добиваться от правительства поправок в транспортное законодательство, которые будут фиксировать различного рода маневры, так или иначе размывающие принцип публичности договоров на железнодорожные перевозки.

Как отделить логистику от основной услуги

Уже проявились инициативы, которые будут продвигаться в этом русле. Как сообщил источник в ОАО «РЖД», одна из них – идея в рамках процесса определения потребности клиентов в услугах формировать пакеты комплексных транспортных услуг (КТУ) таким образом, чтобы замаскировать дифференциацию базовой услуги перевозки.

Напомним: изначально речь шла о предложении комплексно развивать систему комплексных транспортных логистических услуг (КТЛУ). Сейчас из аббревиатуры КТЛУ исчезает буква «Л». Она становится лишней. Вроде бы незначительная поправка. Однако этот нюанс несет в себе кардинальные перемены.

Сложно спорить с тем, что логистические сервисы естественным образом должны быть дороже. Ведь предполагалось, что ОАО «РЖД» будет вкладывать дополнительные средства в развитие инфраструктуры для оказания дополнительных услуг – прежде всего на грузовых дворах.

В основу формирования системы КТУ предлагается положить несколько иной принцип – оптимизации оказания базовой услуги РЖД на основе определения ее справедливой стоимости для холдинга. В результате выработка оптимальной финансовой модели ценообразования КТУ предлагается исходя из формирования некоей рыночной цены с последующим определением затрат предприятий, оказывающих ту или иную услугу. При этом, очевидно, для Восточного полигона, где спрос на услуги инфраструктуры сейчас наиболее высокий, уровень накруток на тариф монополия постарается сделать максимальным.

Иными словами, если ранее оптимальная цена КТЛУ предполагала дать возможность клиенту доставить товар в максимально короткие (или необходимые ему) сроки с затратами, которые будут сводиться к минимуму, то после коррекции система могут КТУ переориентировать сугубо на минимизацию стоимости услуг непосредственно перевозчика. А клиент тут уже отодвинут куда-то на дальний план.

Рейтинг для операторов

Другая идея – нормирование парков операторов, под которой предлагается понимать задачу определения минимальных размеров парка вагонов, необходимого для реализации всех плановых грузоперевозок. Отсюда вытекает идея распределения квот между операторами на перевозки грузов на основе их рейтинговой оценки.

Уточним: изначально при формировании рынка услуг по предоставлению вагонов предполагалось, что операторы сами будут определять величину потребных парков. И это позволит снизить цены на вагонную составляющую.

Попытка рейтингования операторов со стороны ОАО «РЖД» содержит риски для рынка антимонопольного плана, полагает Д. Семенкин. Не секрет, что в крупных операторских компаниях работают и сотрудники холдинга, и их родственники. А это вызывает еще и вопросы в сфере антикоррупционного регулирования.

Как отмечают другие эксперты, нередко вопросы, связанные с продвижением вагонопотоков на сети, решаются кулуарно между движенцами и операторами. И рейтингование последних вызовет массу вопросов, кого и в какой степени следует считать аффилированным с ОАО «РЖД».

Это может также привести к вымыванию с сети дешевых вагонов. При опросах грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, уже звучат тревожные сигналы на эту тему: некоторые крупные операторы распространяют среди клиентов сведения о едва ли не демпинговых ценах на полувагоны.

Но когда те начинают отказываться от несколько более дорогостоящих предложений мелких и средних игроков, то на стадии заключения договоров выясняется, что дешевые вагоны могут быть предоставлены только на отправки крупными партиями в адрес одной станции-получателя. Если к подобной практике будет подключен еще и ресурс ОАО «РЖД», то возникает риск нанесения удара по конкурентной среде на рынке.

К чему ведет идея переформатировать перевозки

От рейтинга операторов отчетливо веет попыткой монополии вернуть себе право регулировать параметры рабочего парка вагонов – под предлогом сокращения затрат на содержание инфраструктуры.

По идее сокращение непроизводительных пробегов возможно за счет увеличения доли предоставления специализированных и ускоренных ниток графика (расписаний) движения поездов по различным сегментам и маршрутам грузоперевозок и оптимизации режимов обслуживания путей необщего пользования на станциях с позиции увязки с расписаниями местных поездов (сборных, вывозных, передаточных) в графике движения.

Однако на практике тут возникают риски оправдания введения на сети самых разных инструментов квотирования доступа к инфраструктуре. В том числе неявных. Например, специализированные графики вполне способны ограничить вывод на сеть мелких групп вагонов. Соответственно будут попытки изменять расписания сортировок таким образом, как это удобнее ОАО «РЖД».

Опросы грузовладельцев в рамках Индекса качества уже указывают на расширение в 2021 году практики квотирования предоставления маневровой тяги для вывода вагонов с путей необщего пользования для экономии расходов железных дорог. Причем это происходит на фоне практики оптимизации работы осмотрщиков вагонов и приемосдатчиков. Иными словами, ускорение магистральной сети ожидается за счет увеличения простоев на путях предприятий, которые не захотят заплатить за спецграфик.

Подобные преобразования явно не будут восприняты рынком как стремление ОАО «РЖД» развивать клиентоориентированность на сети. Скорее, они будут выглядеть как очередной раунд попыток перевозчика торговать дефицитом инфраструктуры. Вопрос только в том, как при подобной установке монополия планирует привлечь на сеть дополнительные объемы грузов. Есть опасение, что клиент их либо не отправит вовсе, либо переключит на другие виды транспорта.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions