• Ставка на полувагон
    2497
    6 %
    руб./сут.
    декабрь 2021
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2021Г. - 59 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 73.82 -0.47 EUR ЦБ РФ 83.32 -0.3
    BTC 48617.07 usd BTC 3598635.52 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.11.2020 11:42:43
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Искусственный интеллект идет в надзор

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта внедряет инструменты дистанционного контроля в надзорно-контрольные процессы, и одним из ближайших нововведений в этом поле руководитель ведомства Виктор Басаргин, выступавший в рамках Транспортной недели – 2020, назвал использование искусственного интеллекта.
Искусственный интеллект идет в надзор
Уход в дистант

В. Басаргин отметил, что дистанционный формат имеет ряд преимуществ как для инспекторов, так и для проверяемых, для которых каждое взаимодействие с контрольно-надзорными органами – серьезное испытание, даже если на предприятии соблюдаются все требования, правила и нормы. Отсутствие даже одного документа из чек-листа уже не позволяет службе выдать разрешительные документы и лицензии. Также для работы с инспектором необходимо выделить сотрудников, а значит, каждая проверка – это еще и нарушение работы компании в обычном режиме. В дистанционном же формате сотрудники не отвлекаются от основной работы. Кроме того, в рамках такого взаимодействия увеличено время на сбор необходимых документов и есть возможность направить уточняющие и дополняющие материалы. «Это более высокая точность операций, фиксация всех действий, сокращение бюджетных расходов, повышение эффективности, возможность более глубоко изучать документы. А еще, безусловно, дистанционные формы контроля устраняют субъективизм в работе, не говоря уже о коррупционных преступлениях», – добавил В. Басаргин.

По его словам, за прошлый год Федеральная служба по надзору в сфере транспорта провела 39 тыс. проверок, среди которых две трети – внеплановые. «За прошедший период этого года мы выходим на 9,5 тыс., а по году ожидаем 13 тыс. проверок. То есть на две трети мы снизили давление на бизнес, хотя это не говорит о том, что мы снизили эффективность нашей работы. Напротив, в ней появились новые формы», – подчеркнул представитель ведомства.

В качестве примера он привел работу по оптимизации взаимодействия с предприятиями водного транспорта. В 2019 году Ространснадзор начал эксперимент по дистанционному мониторингу исполнения предприятиями водного транспорта обязательных требований, цель которого – организация системы, позволяющей службе дистанционно осуществлять непрерывный мониторинг исполнения законодательства. «Мы смотрели, насколько целесообразен отказ от проведения плановых проверок. На 90% мы уже пришли к решению, что все, кто вошел в эту систему со стороны речников и морского транспорта, будут выведены из системы плановых проверок», – рассказал В. Басаргин. Он подчеркнул, что хотя пилотный проект проводится независимо от внеплановых проверок, забегая вперед, можно ожидать, что впоследствии все взаимодействие сохранится только в форме дистанционного контроля по аналогии с налоговым мониторингом. Причем уже сейчас любой субъект может провести самооценку соответствия требованиям ведомства, чтобы оценить свою готовность к подключению к системе.

С начала реализации проекта соглашения о присоединении заключили 347 компаний. Из них в этом году – 212. Поднадзорными организациями направлено 87 деклараций соответствия, к учету принято 79, в 2020-м направлено 48, а к учету принято 42 декларации.

Еще один упомянутый руководителем ведомства эксперимент реализуется совместно с московским ГКУ ЦОДД. Это пилотный проект по дистанционному мониторингу исполнения правил судоходства и содержания гидротехнических сооружений на внутренних водных путях г. Москвы. «Здесь уже используется элемент искусственного интеллекта. Нами было установлено на протяжении 80 км 11 камер видеонаблюдения с обучаемой системой видеоаналитики, она сразу в режиме онлайн сообщает о том, какое было совершено нарушение. Помимо этого, стоят 5 береговых комплексов для контроля за движением, швартовкой и стоянкой судов», – рассказал В. Басаргин. Совместно с центральным управлением Государственного речного надзора проводится обучение системы, а Ространснадзор подготовил ряд проектов нормативных актов, чтобы создать правовую базу для работы по нарушениям, зафиксированным автоматическими системами.

Авиация впереди всех

Внедрение дистанционного контроля на воздушном транспорте имеет ряд особенностей. С 2015 года Ространснадзор уже работает в системе внешнего дистанционного контроля со стороны ИКАО в рамках универсальной программы проверок безопасности полетов. «Все, что касается системы непрерывного мониторинга, реализуемой нами, – это та же идеология», – пояснил В. Басаргин.

В рамках межведомственного взаимодействия осуществляется дистанционный контроль действующих свидетельств авиаспециалистов, сертификатов летной годности, страховых полисов и т. д. «Мы также контролируем использование воздушного пространства эксплуатантами коммерческих перевозок, авиации общего назначения, в том числе пилотами частных судов», – добавил руководитель службы. Он отметил, что наиболее активно работа идет в перспективном направлении поддержания летной годности воздушных судов. «Мы в первой десятке всех авиационных систем государств – участников ИКАО», – заявил В. Басаргин.

Он также отметил и зоны роста: в целях развития систем поддержки летной годности воздушных судов необходимо наладить информационное взаимодействие Росавиации, Ространснадзора и авиакомпаний, чтобы в режиме реального времени видеть все риски и воздушного судна, и систем управления, и т. д. Это позволит оперативно пресекать нарушения без дополнительного финансового обременения и привлечения личного состава со стороны проверяемых лиц.

Интеллектуальное искусство

В рамках реализации федеральной программы поддержания развития и использования системы «ГЛОНАСС» в Ространснадзоре создается аппаратно-программный комплекс, основное назначение которого – работа с автомобильными перевозками опасных грузов и пассажиров.

«С автомобилистами мы чуть-чуть спорим по этому вопросу, им приходится взять на себя определенные затраты по установке соответствующих приборов контроля. Но я надеюсь, что мы договоримся и эта глобальная система все-таки заработает, что в будущем снизит нагрузку на автомобилистов и позволит оперативно получать информацию о ТС, его местоположении, разрешительных документах, нарушениях и т. д.», – рассказал об этом проекте В. Басаргин.

В период с 2022 года для данной системы планируется разработка и последующее внедрение системы искусственного интеллекта. «Мы сегодня эту систему защитили и постараемся элементы искусственного интеллекта в работе надзорных органов представить в 2022 году», – заявил В. Басаргин.

Система будет анализировать все параметры участников движения, риски, проблемы, нарушения и выдавать рекомендации по действиям контрольно-надзорных органов. В результате внедрения ведомство ожидает сокращения нарушений законодательства РФ в сфере транспорта на 15%. Оптимизация количества сотрудников надзорных органов при этом позволит сократить бюджетные затраты.

По словам В. Басаргина, запланирована и работа по внедрению цифровых технологий при работе с железнодорожным транспортом. «Совместно с ОАО «РЖД» мы уже видим в режиме реального времени, какие есть неисправности и проблемы с подвижным составом. Возможность дистанционной проверки лицензий на местах погрузки и разгрузки опасных грузов уже тестируется. Мы прорабатываем возможность проведения предлицензионной проверки на соответствие соискателей обязательным требованиям», – рассказал он.

В. Басаргин отметил, что считает своей важнейшей целью снижение административной нагрузки. «Все внедряемые информационные технологии направлены в первую очередь на это», – заявил он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions