+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.11.2020 11:42:43
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Искусственный интеллект идет в надзор

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта внедряет инструменты дистанционного контроля в надзорно-контрольные процессы, и одним из ближайших нововведений в этом поле руководитель ведомства Виктор Басаргин, выступавший в рамках Транспортной недели – 2020, назвал использование искусственного интеллекта.
Уход в дистант

В. Басаргин отметил, что дистанционный формат имеет ряд преимуществ как для инспекторов, так и для проверяемых, для которых каждое взаимодействие с контрольно-надзорными органами – серьезное испытание, даже если на предприятии соблюдаются все требования, правила и нормы. Отсутствие даже одного документа из чек-листа уже не позволяет службе выдать разрешительные документы и лицензии. Также для работы с инспектором необходимо выделить сотрудников, а значит, каждая проверка – это еще и нарушение работы компании в обычном режиме. В дистанционном же формате сотрудники не отвлекаются от основной работы. Кроме того, в рамках такого взаимодействия увеличено время на сбор необходимых документов и есть возможность направить уточняющие и дополняющие материалы. «Это более высокая точность операций, фиксация всех действий, сокращение бюджетных расходов, повышение эффективности, возможность более глубоко изучать документы. А еще, безусловно, дистанционные формы контроля устраняют субъективизм в работе, не говоря уже о коррупционных преступлениях», – добавил В. Басаргин.

По его словам, за прошлый год Федеральная служба по надзору в сфере транспорта провела 39 тыс. проверок, среди которых две трети – внеплановые. «За прошедший период этого года мы выходим на 9,5 тыс., а по году ожидаем 13 тыс. проверок. То есть на две трети мы снизили давление на бизнес, хотя это не говорит о том, что мы снизили эффективность нашей работы. Напротив, в ней появились новые формы», – подчеркнул представитель ведомства.

В качестве примера он привел работу по оптимизации взаимодействия с предприятиями водного транспорта. В 2019 году Ространснадзор начал эксперимент по дистанционному мониторингу исполнения предприятиями водного транспорта обязательных требований, цель которого – организация системы, позволяющей службе дистанционно осуществлять непрерывный мониторинг исполнения законодательства. «Мы смотрели, насколько целесообразен отказ от проведения плановых проверок. На 90% мы уже пришли к решению, что все, кто вошел в эту систему со стороны речников и морского транспорта, будут выведены из системы плановых проверок», – рассказал В. Басаргин. Он подчеркнул, что хотя пилотный проект проводится независимо от внеплановых проверок, забегая вперед, можно ожидать, что впоследствии все взаимодействие сохранится только в форме дистанционного контроля по аналогии с налоговым мониторингом. Причем уже сейчас любой субъект может провести самооценку соответствия требованиям ведомства, чтобы оценить свою готовность к подключению к системе.

С начала реализации проекта соглашения о присоединении заключили 347 компаний. Из них в этом году – 212. Поднадзорными организациями направлено 87 деклараций соответствия, к учету принято 79, в 2020-м направлено 48, а к учету принято 42 декларации.

Еще один упомянутый руководителем ведомства эксперимент реализуется совместно с московским ГКУ ЦОДД. Это пилотный проект по дистанционному мониторингу исполнения правил судоходства и содержания гидротехнических сооружений на внутренних водных путях г. Москвы. «Здесь уже используется элемент искусственного интеллекта. Нами было установлено на протяжении 80 км 11 камер видеонаблюдения с обучаемой системой видеоаналитики, она сразу в режиме онлайн сообщает о том, какое было совершено нарушение. Помимо этого, стоят 5 береговых комплексов для контроля за движением, швартовкой и стоянкой судов», – рассказал В. Басаргин. Совместно с центральным управлением Государственного речного надзора проводится обучение системы, а Ространснадзор подготовил ряд проектов нормативных актов, чтобы создать правовую базу для работы по нарушениям, зафиксированным автоматическими системами.

Авиация впереди всех

Внедрение дистанционного контроля на воздушном транспорте имеет ряд особенностей. С 2015 года Ространснадзор уже работает в системе внешнего дистанционного контроля со стороны ИКАО в рамках универсальной программы проверок безопасности полетов. «Все, что касается системы непрерывного мониторинга, реализуемой нами, – это та же идеология», – пояснил В. Басаргин.

В рамках межведомственного взаимодействия осуществляется дистанционный контроль действующих свидетельств авиаспециалистов, сертификатов летной годности, страховых полисов и т. д. «Мы также контролируем использование воздушного пространства эксплуатантами коммерческих перевозок, авиации общего назначения, в том числе пилотами частных судов», – добавил руководитель службы. Он отметил, что наиболее активно работа идет в перспективном направлении поддержания летной годности воздушных судов. «Мы в первой десятке всех авиационных систем государств – участников ИКАО», – заявил В. Басаргин.

Он также отметил и зоны роста: в целях развития систем поддержки летной годности воздушных судов необходимо наладить информационное взаимодействие Росавиации, Ространснадзора и авиакомпаний, чтобы в режиме реального времени видеть все риски и воздушного судна, и систем управления, и т. д. Это позволит оперативно пресекать нарушения без дополнительного финансового обременения и привлечения личного состава со стороны проверяемых лиц.

Интеллектуальное искусство

В рамках реализации федеральной программы поддержания развития и использования системы «ГЛОНАСС» в Ространснадзоре создается аппаратно-программный комплекс, основное назначение которого – работа с автомобильными перевозками опасных грузов и пассажиров.

«С автомобилистами мы чуть-чуть спорим по этому вопросу, им приходится взять на себя определенные затраты по установке соответствующих приборов контроля. Но я надеюсь, что мы договоримся и эта глобальная система все-таки заработает, что в будущем снизит нагрузку на автомобилистов и позволит оперативно получать информацию о ТС, его местоположении, разрешительных документах, нарушениях и т. д.», – рассказал об этом проекте В. Басаргин.

В период с 2022 года для данной системы планируется разработка и последующее внедрение системы искусственного интеллекта. «Мы сегодня эту систему защитили и постараемся элементы искусственного интеллекта в работе надзорных органов представить в 2022 году», – заявил В. Басаргин.

Система будет анализировать все параметры участников движения, риски, проблемы, нарушения и выдавать рекомендации по действиям контрольно-надзорных органов. В результате внедрения ведомство ожидает сокращения нарушений законодательства РФ в сфере транспорта на 15%. Оптимизация количества сотрудников надзорных органов при этом позволит сократить бюджетные затраты.

По словам В. Басаргина, запланирована и работа по внедрению цифровых технологий при работе с железнодорожным транспортом. «Совместно с ОАО «РЖД» мы уже видим в режиме реального времени, какие есть неисправности и проблемы с подвижным составом. Возможность дистанционной проверки лицензий на местах погрузки и разгрузки опасных грузов уже тестируется. Мы прорабатываем возможность проведения предлицензионной проверки на соответствие соискателей обязательным требованиям», – рассказал он.

В. Басаргин отметил, что считает своей важнейшей целью снижение административной нагрузки. «Все внедряемые информационные технологии направлены в первую очередь на это», – заявил он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions