+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.06.2023 09:41:01
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

ГЧП идет на БАМ

Привлечение внебюджетных средств в развитие объектов Байкало-Амурской магистрали на основе государственно-частного партнерства будет способствовать расширению провозных способностей инфраструктуры. Тем не менее здесь должна быть продумана финансово-экономическая модель с механизмами возврата инвестиционных вложений.

Пути с гарантиями

В рамках III этапа развития Восточного полигона предлагается построить свыше 2 тыс. км вторых путей. За счет модернизации до 2032 года планируется довести провозную способность инфраструктуры до 255 млн т ежегодно. Такие данные озвучены на совещании главы ОАО «РЖД» Олега Белозерова с министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым.

В ходе III этапа проекта предстоит построить 277 объектов, в том числе 2,1 тыс. км вторых путей (в основном на Байкало-Амурской магистрали), а также реконструировать 50 станций.

Напомним, в рамках первого этапа развития БАМа и Транссиба, который проходил с 2013 по 2022 год, возведено свыше 1,2 тыс. объектов и реконструировано 5 тыс. км пути. В рамках второго, рассчитанного до 2025-го, будет построено 1,3 тыс. км дополнительных главных путей и 29 разъездов, не считая реконструкции существующих раздельных пунктов. Провозная способность в экспортном направлении составит 180 млн т.

Как заявили в монополии, РЖД видят продолжающийся рост спроса на перевозки и считают необходимым опережающее развитие инфраструктуры. Компания готова выполнить задачу в установленный срок. Но в долгосрочной перспективе для реализации проекта важны гарантии того, что новые мощности будут востребованы.
«В рамках III этапа развития Восточного полигона было бы правильно закрепить за грузоотправителями возможности и обязанности по перевозке грузов, так называемый принцип вези или плати. Потому что мы должны четко понимать, для кого мы строим, кого мы повезем», – подчеркнул О. Белозеров.

Ship-or-pay – один из активно обсуждаемых вопросов с грузовладельцами в последние годы. Возможность его внедрения на тех направлениях сети РЖД, где за счет инвестиций инфраструктура получает дополнительную пропускную способность, требует выработки механизма взаимной сбалансированной ответственности. Данный формат подразумевает, если отправитель не предъявил груз к перевозке, он должен отвечать рублем, но, если его объем продукции не вывезен, адекватным рублем должен ответить перевозчик.

С технической и технологической точки зрения РЖД готовы перейти на соответствующие отношения, уточнил глава компании.

Как придать ускорение

По данным Минтранса, сейчас прорабатывается вопрос реализации концессионных соглашений в отношении 4 крупных инфраструктурных объектов, от которых во многом зависит реализация мер по развитию провозных мощностей. Речь идет о втором Северомуйском тоннеле, втором Кодарском тоннеле, втором Кузнецовском тоннеле и мосте через Амур.

«Вместе с РЖД нам нужно выработать совместный подход к тому, как ускорить развитие Восточного полигона, это приоритетная для нас задача. Задействование механизмов ГЧП, концессионных соглашений – один из потенциальных путей ускорить эту работу, вовлечь больше капитала», – заявил А. Чекунков.

Стоит сказать, что о привлечении внебюджетных средств в рамках государственно-частного партнерства или концессионных соглашений говорится много, но практических шагов сделано мало, возможно, из-за несовершенства нормативной базы.

Принятый еще в 2003 году ФЗ №29 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» определял, что целый ряд объектов, который передается для эксплуатации Российским железным дорогам, может находиться в собственности только ОАО «РЖД» либо государства. Таким образом, у частного инвестора, который готов вложиться на паях с госкомпанией в новое имущество, не было привычного для акционерного общества механизма возврата вложенных денег.

В свою очередь в Сбербанке сегодня не видят в имеющейся нормативной базе каких-то серьезных пробелов, которые препятствовали бы реализации механизмов ГЧП на железных дорогах. Невозможность передачи в собственность частной компании железнодорожной инфраструктуры не является барьером для потенциальных проектов: для концессионера главное получать доход от эксплуатации инфраструктуры, имущественный вопрос не так принципиален, рассказали РЖД-Партнеру в пресс-службе Сбербанка.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions