С точки зрения авиакомпаний в последние годы заметны кардинальные изменения. Boeing оценивает «Аэрофлот», S7, «Победу» как авиакомпании, которые, безусловно, находятся в числе мировых лидеров с точки зрения решения как внутренних, так и внешних задач. Но и в этой области много можно сделать: к примеру, сегодня многие мировые авиакомпании уже перешли на букирование.
Наконец, пассажиры. Мне кажется, в гражданской авиации мы находимся на рубеже уберизации в воздухе. «Убер» и «Тесла» изменили за 10 лет самую консервативную промышленную отрасль – автомобильную. Сегодня автомобилей нужно производить меньше, а компьютер стал важнее двигателя. При этом пассажиры и перевозчики груза получают совсем другие уровни сервиса. Аналогичные процессы нас ждут и в гражданской авиации. К примеру, после пандемии цифровая жизнь пассажира не должна прерываться на борту самолета – и уже появились решения для обеспечения работы Wi-Fi на заоблачной высоте. Помимо этого, если мы хотим снижать стоимость билета (а лоукостеры будут к этому стремиться), должны быть другие подходы к монетизации пассажира, он должен покупать больше сервисов на борту. И здесь Россия может быть одним из пионеров создания таких услуг, за которые пассажир захочет платить.