+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.03.2020 09:40:21
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Коронавирус не остановит самолет МС-21

В корпорации «Иркут» рассказали, что производство первых самолетов, которые будут поставлены заказчикам, уже началось. «Сегодня в цехе окончательной сборки Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» – находится первый полуфюзеляж серийной машины», – добавил представитель компании. Участники кооперации поставляют в Иркутск агрегаты для серийных самолетов.
Также на данный момент введены в строй объекты инфраструктуры для обеспечения серийного производства: логистический центр и ангар для кастомизации. Развертывание производства идет параллельно с сертификационными испытаниями опытных машин, четыре из которых уже летают с аэродрома Жуковский.

Между тем начало серийного производства откладывалось уже дважды. Сроки запуска серийного производства передвинули сначала на конец 2020-го, а после – на 2021 год. Ранее завершение испытаний МС-21 было запланировано на вторую половину 2020-го. Однако сроки сдвинулись из-за остановки поставок композитов в сентябре 2018-го, когда США наложили санкции против российских авиапроизводителей, а именно «АэроКомпозита» и обнинского научно-производственного предприятия «Технология» им. А. Г. Ромашина. В результате этих действий американский Hexcel и японский Toray были вынуждены приостановить поставки материалов.

В ответ была начата программа, нацеленная на создание отечественных материалов для производства композитного крыла и других агрегатов самолета МС-21. По словам представителя «Иркута», к настоящему моменту первые экспериментальные образцы деталей из отечественных композитов успешно прошли лабораторные испытания. Изготовлены и тестируются полноразмерные панели кессона крыла. Заканчивается освоение технологий серийного производства композитных конструкций.

Также препятствием для программы называли проблемы с получением сертификата на двигатель ПД-14, который позволил бы начать его экспорт в Европу. Причина заключается в его повторной сертификации в Росавиации, из-за которой ПД-14 с задержкой пройдет проверку в Европейском агентстве по авиационной безопасности. В корпорации «Иркут» опровергают это мнение, подчеркивая, что самолет изначально разрабатывался с двигателем двух типов – отечественным ПД-14 и американским PW1400G. Право выбора типа принадлежит заказчику. В данный момент Иркутский авиазавод ведет постройку МС-12-300, который пройдет испытания с двигателем ПД-14. Первый полет самолета состоится в текущем году.

Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев настаивает, что перенос начала серийного производства не связан с сертификацией двигателя, поскольку российский двигатель был фактически сертифицирован в прошлом году, а американский – еще раньше. Получение сертификата типа позволит начать поставки самолетов МС-21-300 заказчикам, отметили в корпорации. «Проблемы возникли из-за пересмотра размерности базовой модели. Раньше считалось, что первой на рынок надо выводить модель МС-21-200, а потом МС-21-300 с большей длиной фюзеляжа. Сейчас же принято решение начинать с более вместительной модели», – комментирует данный вопрос эксперт. Однако, по его словам, оценка влияния санкций вполне правдива: появилась необходимость создавать отечественные материалы, обладающие такими же характеристиками, что и иностранные.

В итоге для самолета МС-21-300 значительную часть ключевых систем поставляют российские компании. В частности, интегратором авионики является компания «ОАК – Центр комплексирования». Также российские специалисты разрабатывают основную часть программного обеспечения лайнера. По отдельным направлениям в рамках программы импортозамещения объявлены тендеры на ряд систем самолета.

При этом коронавирус, ставший серьезной угрозой для всей авиаотрасли мира, может, напротив, подготовить мягкую посадку для МС-21. В корпорации заявляют, что все работы по МС-21 пока идут плану. Так, 17 марта 2020 года из Иркутска в Жуковский перелетел четвертый опытный самолет МС-21-300.

О. Пантелеев и вовсе видит в развернувшейся ситуации отличный шанс вывести самолет на рынок в самый подходящий момент: «Хочется надеяться, что за то время, пока рынок будет приходить в себя, российский производитель сможет завершить все процедуры сертификации. Мы могли бы выйти с новым самолетом к моменту подъема рынка. При этом международные конкуренты в нынешней ситуации понесут колоссальный ущерб, поскольку будут ощущать спад заказов».

Однако такой сценарий возможен только при сохранении государственного финансирования на заявленном уровне. Финансирование проекта ведется за счет трех источников: бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы развития авиаотрасли, собственных заемных средств разработчиков и авансов, полученные от авиакомпаний. Понятно, что в нынешних условиях драматического спада на рынке авиаперевозок рассчитывать на новые сделки с АК не приходится. И все же главный риск связан с возможным сокращением бюджетных расходов. «Если средства будут поступать своевременно, то есть надежда, что других причин откладывать серийное производство не возникнет. Есть вероятность, что немалое количество самолетов уйдет с рынка, возможно, что навсегда. Какое-то количество времени понадобится на восстановление от шока и возвращение к стадии роста. В этот момент и должен появиться российский самолет», – подвел итог О. Пантелеев.

Той же позиции придерживаются производители. «Сейчас главная задача – завершить сертификацию, поставить самолеты первым заказчикам и развернуть полномасштабное серийное производство. Это позволит активизировать продвижение самолета МС-21-300 на экспорт. В ходе МАКС-2020 мы ощутили интерес к самолету со стороны зарубежных заказчиков», – сообщил представитель корпорации «Иркут». По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, реализация техники может начаться в 2023–2024 гг. Первые коммерческие поставки должны быть реализованы в 2021 году. Напомним, первый опытный МС-21 совершил свой первый полет в Иркутске 28 мая 2017-го. В 2019-м испытатели Европейского агентства по безопасности полетов провели три сессии полетов на МС-21-300 в рамках программы сертификации.

В первые годы работы производитель будет закрывать уже полученные российские заказы. По данным, представленным, компанией «Иркут», производительность ИАЗ и всей кооперации будет поэтапно выведена на уровень 72 самолета в год. Всего в портфеле заказов на данный момент 175 самолетов МС-21 с общим объемом лизинга $9 млрд. Первым эксплуатантом нового воздушного судна предположительно станет «Аэрофлот». Вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил, что в настоящее время потребность российского рынка в среднемагистральных самолетах класса МС-21 оценивается в 860 единиц.

Экспортные перспективы у МС-21 тоже есть. Самолет МС-21-300 предназначен для наиболее массового сегмента мирового рынка пассажирских перевозок. Он ориентирован на повышение комфорта для пассажиров, что является вектором развития многих зарубежных авиакомпаний. «Благодаря самому широкому в своем классе фюзеляжу, например, возможен свободный проход пассажира мимо тележки обслуживания», – сообщил представитель корпорации «Иркут».

Увеличенный диаметр фюзеляжа, кроме того, повышает гибкость компоновок, а также сокращает время посадки и высадки пассажиров, что особенно важно для авиакомпаний-лоукостеров. На 12–30% по сравнению с существующими самолетами возрастает объем багажных отсеков, что позволяет авиакомпаниям перевозить больше коммерческого груза. Спрос на грузовые перевозки на рейсовых самолетах растет, в частности из-за развития интернет-торговли.

Как заявляют в корпорации, самолет отличается и сниженным расходом топлива. В частности, МС-21 отличается высокими аэродинамическими качествами, основной вклад в которые вносит крыло большого удлинения из полимерных композиционных материалов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions