+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.03.2020 09:40:21
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Коронавирус не остановит самолет МС-21

В корпорации «Иркут» рассказали, что производство первых самолетов, которые будут поставлены заказчикам, уже началось. «Сегодня в цехе окончательной сборки Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» – находится первый полуфюзеляж серийной машины», – добавил представитель компании. Участники кооперации поставляют в Иркутск агрегаты для серийных самолетов.
Также на данный момент введены в строй объекты инфраструктуры для обеспечения серийного производства: логистический центр и ангар для кастомизации. Развертывание производства идет параллельно с сертификационными испытаниями опытных машин, четыре из которых уже летают с аэродрома Жуковский.

Между тем начало серийного производства откладывалось уже дважды. Сроки запуска серийного производства передвинули сначала на конец 2020-го, а после – на 2021 год. Ранее завершение испытаний МС-21 было запланировано на вторую половину 2020-го. Однако сроки сдвинулись из-за остановки поставок композитов в сентябре 2018-го, когда США наложили санкции против российских авиапроизводителей, а именно «АэроКомпозита» и обнинского научно-производственного предприятия «Технология» им. А. Г. Ромашина. В результате этих действий американский Hexcel и японский Toray были вынуждены приостановить поставки материалов.

В ответ была начата программа, нацеленная на создание отечественных материалов для производства композитного крыла и других агрегатов самолета МС-21. По словам представителя «Иркута», к настоящему моменту первые экспериментальные образцы деталей из отечественных композитов успешно прошли лабораторные испытания. Изготовлены и тестируются полноразмерные панели кессона крыла. Заканчивается освоение технологий серийного производства композитных конструкций.

Также препятствием для программы называли проблемы с получением сертификата на двигатель ПД-14, который позволил бы начать его экспорт в Европу. Причина заключается в его повторной сертификации в Росавиации, из-за которой ПД-14 с задержкой пройдет проверку в Европейском агентстве по авиационной безопасности. В корпорации «Иркут» опровергают это мнение, подчеркивая, что самолет изначально разрабатывался с двигателем двух типов – отечественным ПД-14 и американским PW1400G. Право выбора типа принадлежит заказчику. В данный момент Иркутский авиазавод ведет постройку МС-12-300, который пройдет испытания с двигателем ПД-14. Первый полет самолета состоится в текущем году.

Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев настаивает, что перенос начала серийного производства не связан с сертификацией двигателя, поскольку российский двигатель был фактически сертифицирован в прошлом году, а американский – еще раньше. Получение сертификата типа позволит начать поставки самолетов МС-21-300 заказчикам, отметили в корпорации. «Проблемы возникли из-за пересмотра размерности базовой модели. Раньше считалось, что первой на рынок надо выводить модель МС-21-200, а потом МС-21-300 с большей длиной фюзеляжа. Сейчас же принято решение начинать с более вместительной модели», – комментирует данный вопрос эксперт. Однако, по его словам, оценка влияния санкций вполне правдива: появилась необходимость создавать отечественные материалы, обладающие такими же характеристиками, что и иностранные.

В итоге для самолета МС-21-300 значительную часть ключевых систем поставляют российские компании. В частности, интегратором авионики является компания «ОАК – Центр комплексирования». Также российские специалисты разрабатывают основную часть программного обеспечения лайнера. По отдельным направлениям в рамках программы импортозамещения объявлены тендеры на ряд систем самолета.

При этом коронавирус, ставший серьезной угрозой для всей авиаотрасли мира, может, напротив, подготовить мягкую посадку для МС-21. В корпорации заявляют, что все работы по МС-21 пока идут плану. Так, 17 марта 2020 года из Иркутска в Жуковский перелетел четвертый опытный самолет МС-21-300.

О. Пантелеев и вовсе видит в развернувшейся ситуации отличный шанс вывести самолет на рынок в самый подходящий момент: «Хочется надеяться, что за то время, пока рынок будет приходить в себя, российский производитель сможет завершить все процедуры сертификации. Мы могли бы выйти с новым самолетом к моменту подъема рынка. При этом международные конкуренты в нынешней ситуации понесут колоссальный ущерб, поскольку будут ощущать спад заказов».

Однако такой сценарий возможен только при сохранении государственного финансирования на заявленном уровне. Финансирование проекта ведется за счет трех источников: бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы развития авиаотрасли, собственных заемных средств разработчиков и авансов, полученные от авиакомпаний. Понятно, что в нынешних условиях драматического спада на рынке авиаперевозок рассчитывать на новые сделки с АК не приходится. И все же главный риск связан с возможным сокращением бюджетных расходов. «Если средства будут поступать своевременно, то есть надежда, что других причин откладывать серийное производство не возникнет. Есть вероятность, что немалое количество самолетов уйдет с рынка, возможно, что навсегда. Какое-то количество времени понадобится на восстановление от шока и возвращение к стадии роста. В этот момент и должен появиться российский самолет», – подвел итог О. Пантелеев.

Той же позиции придерживаются производители. «Сейчас главная задача – завершить сертификацию, поставить самолеты первым заказчикам и развернуть полномасштабное серийное производство. Это позволит активизировать продвижение самолета МС-21-300 на экспорт. В ходе МАКС-2020 мы ощутили интерес к самолету со стороны зарубежных заказчиков», – сообщил представитель корпорации «Иркут». По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, реализация техники может начаться в 2023–2024 гг. Первые коммерческие поставки должны быть реализованы в 2021 году. Напомним, первый опытный МС-21 совершил свой первый полет в Иркутске 28 мая 2017-го. В 2019-м испытатели Европейского агентства по безопасности полетов провели три сессии полетов на МС-21-300 в рамках программы сертификации.

В первые годы работы производитель будет закрывать уже полученные российские заказы. По данным, представленным, компанией «Иркут», производительность ИАЗ и всей кооперации будет поэтапно выведена на уровень 72 самолета в год. Всего в портфеле заказов на данный момент 175 самолетов МС-21 с общим объемом лизинга $9 млрд. Первым эксплуатантом нового воздушного судна предположительно станет «Аэрофлот». Вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил, что в настоящее время потребность российского рынка в среднемагистральных самолетах класса МС-21 оценивается в 860 единиц.

Экспортные перспективы у МС-21 тоже есть. Самолет МС-21-300 предназначен для наиболее массового сегмента мирового рынка пассажирских перевозок. Он ориентирован на повышение комфорта для пассажиров, что является вектором развития многих зарубежных авиакомпаний. «Благодаря самому широкому в своем классе фюзеляжу, например, возможен свободный проход пассажира мимо тележки обслуживания», – сообщил представитель корпорации «Иркут».

Увеличенный диаметр фюзеляжа, кроме того, повышает гибкость компоновок, а также сокращает время посадки и высадки пассажиров, что особенно важно для авиакомпаний-лоукостеров. На 12–30% по сравнению с существующими самолетами возрастает объем багажных отсеков, что позволяет авиакомпаниям перевозить больше коммерческого груза. Спрос на грузовые перевозки на рейсовых самолетах растет, в частности из-за развития интернет-торговли.

Как заявляют в корпорации, самолет отличается и сниженным расходом топлива. В частности, МС-21 отличается высокими аэродинамическими качествами, основной вклад в которые вносит крыло большого удлинения из полимерных композиционных материалов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions