Коронавирус и связанные с ним ограничения негативно отразились на отрасли, однако грузовой сегмент чувствовал себя относительно неплохо. Если легковые автомобили потеряли в I полугодии 23,3% продаж, то грузовики – лишь 11,4%. Бизнес в этот период вынужден был адаптироваться к новым подходам к логистике (переводе большинства бизнесов в онлайн), пострадала и строительная сфера. Однако сложившийся в II квартале отложенный спрос постепенно реализуется в третьем и четвертом. По итогам 9 месяцев падение составило уже 7,2%, и исходя из такой динамики есть ощущение, что 2020 год рынок закроет примерно на прошлогодних позициях. Дальнейшее снижение ключевой ставки, большая доступность инструментов финансирования техники, поддержка лизингополучателей, в том числе и беспроцентными кредитами на ФОТ, способствуют восстановлению спроса.
На первых позициях топ-5 за рассматриваемый период с большим отрывом лидируют отечественные марки, а входящие в него иностранные Volvo и Scania организовали сборку своей техники под Санкт-Петербургом. В целом по итогам 9 месяцев пятерка лидеров выглядит следующим образом: КамАЗ (19 277 реализованных машин), ГАЗ (5 050), Volvo (3 090), Scania (2985) и «УРАЛ» (2645). В новом бизнесе «Газпромбанк Автолизинга» марки КамАЗ и ГАЗ также возглавляют список бестселлеров.
Однако из десятки лидеров грузового сегмента по итогам января – сентября 2020 года в плюсе по объемам продаж оказались лишь считаные марки. Среди них КамАЗ (+0,6%), «УРАЛ» (+25,5%), а также замыкающие топ-10 китайская Shacman (26,9%) и японская Isuzu (+3,4%). Остальные продемонстрировали снижение продаж в диапазоне 13–27%.
Одним из самых распространенных способов финансирования приобретения грузовой техники сегодня является лизинг. Популярность российских марок (а также автомобилей, собираемых на территории РФ) связана в том числе с господдержкой лизингополучателей: при финансовой аренде им компенсируется до 12,5% (но не более 625 тыс. руб.) стоимости предмета лизинга. Причем в перечне субсидируемой грузовой техники (грузоподъемность свыше 3,5 т) иностранных марок нет – только отечественные. Между тем, по данным «Газпромбанк Автолизинга», с применением средств господдержки за 10 месяцев 2020 года российские предприятия приобрели 61% от всех реализованных машин.
Автор: Лилия Маркова, генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.