+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.02.2024 14:22:18
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

В ДТП с участием беспилотного большегруза могут обвинить программиста

Законодатель не только увидел, но и определил свое отношение к беспилотному транспорту, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли. Согласно нормам действующего закона, ответственность за ДТП с беспилотным автомобилем в большинстве случаев ложится на владельца транспортного средства. Однако если причиной аварии признают техническую неисправность или ошибку в программном обеспечении, то ответственность, согласно разъяснениям Минтранса, возложат на производителя.
В ДТП с участием беспилотного большегруза могут обвинить программиста
– Алексей, сколько автомобилей с системами автопилота попали в ДТП?

– С 2021 по 2023 год было зафиксировано более 800 аварий с участием автомобилей с автопилотом. В последние годы на дорогах России наблюдается значительный прирост числа высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС)

– Наличие автопилота вообще как-то влияет на статистику ДТП в России? Есть ли данные, что беспилотные технологии повышают общее число ДТП на автодорогах?

– В России точная статистика о влиянии автомобилей с системами автопилота на количество ДТП не собиралась. Однако международные исследования подтверждают, что автомобили с системами автопилота могут снижать общее количество ДТП на дорогах. Например, исследование Национальной администрации безопасности дорожного движения США (NHTSA) показало, что внедрение автопилота может сократить количество аварий на 40%.

На текущий момент в России отсутствует статистика, четко разделяющая ДТП по признаку участия в них ВАТС. Однако исследования и эксперименты, проводимые в разных странах, показывают, что автомобили с функцией автопилота зачастую демонстрируют более высокий уровень безопасности по сравнению с традиционными автомобилями. Это связано с тем, что системы автопилота не подвержены человеческим факторам, таким как усталость, отвлечение внимания или алкогольное опьянение. Тем не менее полностью исключить возможность аварий невозможно, поэтому актуализация и сбор данных по этому вопросу являются крайне важными для дальнейшего развития и совершенствования автопилотных технологий.

– Черный ящик у беспилотов есть?

– Черный ящик в ВАТС играет важную роль в исследовании и анализе ДТП. Эти устройства записывают данные о работе систем до и после аварии. В случае ДТП данные с черного ящика могут быть использованы для определения причин произошедшего, в том числе для выяснения, был ли автопилот активирован в момент аварии, корректно ли функционировали системы безопасности и какие действия предпринимал автомобиль перед столкновением. Эта информация может служить важным доказательством при разбирательстве вопросов ответственности и компенсации ущерба.

В Российской Федерации данные бортового регистратора используются для расследования ДТП и определения степени ответственности участников аварии.

– Если в момент ДТП автомобилем управлял искусственный человек, то кто виновен в ДТП?

– В этом случае черный ящик позволяет определить, был ли оператор активен в момент аварии и мог ли он предотвратить столкновение. Если автомобиль работал в автоматическом режиме и авария произошла из-за сбоя в системе управления, ответственность может быть возложена на производителя автомобиля или компанию, обслуживающую систему автопилота.

Также эта информация, полученная от штатного фиксирующего устройства, может использоваться для определения размера компенсации пострадавшим в результате ДТП.

Например, если авария произошла из-за неисправности автомобиля, производитель обязан выплатить компенсацию за причиненный ущерб. В некоторых случаях эти данные могут служить доказательством невиновности оператора в аварии, например, если столкновение произошло из-за ошибки искусственного интеллекта.

В Российской Федерации применение бортового мониторингового устройства при расследовании дорожно-транспортных происшествий регулируется законодательством и нормативными актами.

– То есть законодатель предусмотрел все нюансы, которые могут быть на дороге, как Вы полагаете?

– Нет, для эффективного регулирования этой сферы необходимы поправки в ряде законов. Цель изменений – максимально полно учесть все возможные последствия применения подобных технологий на дорогах.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions