+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.12.2021 12:00:00
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

У автомобилистов на дороге только одно право – управлять транспортным средством

До 1 июня 2022 года в России должно появиться мобильное приложение, благодаря которому можно будет снимать фото и видео нарушений ПДД для последующего выписывания штрафов автовладельцам. Разрабатывать такой сервис планируют на базе «Помощника Москвы», который уже позволяет жителям столицы РФ жаловаться на тех, кто оставляет свои автомобили в неположенных местах или не оплачивает парковку. Правда, вопросов в этом деле пока что гораздо больше, чем ответов. И чтобы получить хотя бы некоторые из них, корреспондент РЖД-Партнера обратился к юристу юридической службы «Единый центр защиты» Кириллу Резнику.
У автомобилистов на дороге только одно право – управлять транспортным средством
– Подскажите, существует ли в других странах подобная практика, которую российские автолюбители уже успели окрестить стукачеством на дорогах?
– Практика сообщения гражданами в компетентные органы о правонарушениях других лиц существует за границей достаточно давно. В 2006 году я сам находился в составе туристической группы в Швейцарии и ехал в автобусе, у которого громко скрипели тормоза. После экскурсионной прогулки в условленном месте сбора автобуса не оказалось: кто-то из сознательных граждан, ехавших по той же улице, доложил куда надо, в итоге автобус нашли, а водителей оштрафовали и заставили поменять тормоза. И поделом, поскольку через неделю этому же автобусу предстояло провезти нас – группу детей 12–15 лет – через 1000 км обратно в наш город в России. Если честно, язык не поворачивается назвать словом «стукачество» действие, предотвратившее езду по скоростному автобану автобуса с изношенными тормозами, в котором ехали дети. А вот для тех, кто в России назначил для нас такой рейсовый автобус, цензурных слов не найдется. Выводы делайте сами.

– Действительно ли в России проблема назрела до такой степени, что с нарушителями правил дорожного движения никак не справиться без соответствующего мобильного приложения?
– Ответ на этот вопрос зависит от того, что именно считать проблемой. Если сами нарушения ПДД, то они всегда были и будут, чем-то новым это явление сложно назвать. Если проблемой называть то, что ГИБДД не может зафиксировать все 100% нарушений на улицах города, то тоже неудивительно, поскольку сотрудников в этом учреждении определенно меньше, чем водителей на дорогах. С другой стороны, увеличение при помощи граждан количества мощностей, позволяющих фиксировать нарушения ГИБДД, позволит эффективно пресекать хотя бы некоторые их виды. Например, парковку на инвалидных местах без права на таковую. Или парковку так называемых «инвалидов на всю голову», когда одна машина перекрывает сразу два инвалидных места. А вот с фиксацией ситуаций, возникающих в движении, ситуация более сложная, поскольку далеко не все будут постоянно держать необходимое приложение открытым на телефоне и беспрерывно вести видеозапись при движении по дороге. Но и такое возможно, если обзавестись зарядкой телефона от прикуривателя и специальным креплением.

– В чем плюсы и минусы назревающего нововведения?
– Минус в том, что общественное сознание может оказаться не готовым к такому повороту событий, и новая система будет работать слабо. Ведь в сознании россиян подобные способы наведения порядка считаются скорее позорными, нежели заслуживающими одобрения. Даже сама формулировка «система стукачества на российских автодорогах» показывает образ мышления того, кто это придумал. А плюсы в том, что у данной системы есть потенциал к тому, чтобы очистить город от автомобилей, припаркованных с нарушением правил. Это как минимум. Возможно, с годами и сознание населения понемногу начнет поворачиваться в сторону того, что по правилам нужно ездить не потому, что иначе получишь штраф, а потому, что ПДД – это единственная организующая сила, благодаря которой становится возможным одновременное движение по дорогам большого количества автомобилей.

– Не ущемляют ли права автомобилистов подобного рода мобильные приложения?
– У автомобилистов на дороге только одно право – это право управления транспортным средством. Средством, являющимся, кстати, источником повышенной опасности. Все остальное – это обязанности, прописанные в ПДД. Поэтому – не ущемляет. Ездить-то никто не запрещает.

– Что сегодня в первую очередь необходимо сделать для повышения безопасности на российских дорогах?
– Сложно назвать какую-то одну меру. Скорее всего, это должен быть набор первоочередных мер. На наш взгляд, в их числе обязательно должны быть две следующие: конфискация транспортного средства у граждан, которые продолжают ездить на нем после лишения прав (на срок до окончания лишения прав), а также лишение прав в том случае, если за определенный период времени водитель совершил определенное количество нарушений скоростного режима. Причем вторая мера особенно важна, поскольку штрафы за превышение скорости не предотвращают лихачество в будущем. Водитель даже может оплачивать штрафы, но продолжать лихачить, пока это не закончится очередной сбитой автобусной остановкой и погибшими людьми. Конечно, в условиях, когда большинство штрафов за скорость идет с камер, можно всегда сказать, что за рулем был не собственник авто и штраф не его. Тем не менее данный вопрос необходимо решить. И, возможно, у законодателя найдутся подходящие для этого методы.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions