– Алексей, каким для участников логистического рынка был 2021 год?
– Взрывным. В связи с частичным восстановлением экономики спрос на грузоперевозки в 2021 году значительно вырос. Рост грузоперевозок наблюдался во всех сегментах транспортной отрасли: объемы авиатранспортировки увеличились на 25,7%, до 1,4 млн т, железнодорожной – на 3,2%, до 1 млрд 282,9 млн т, грузоперевозки по российским автодорогам выросли от 10% до 50% в зависимости от сектора.
Лидерами по количеству заявок на внутренние перевозки в России стали Забайкальский и Приморский края, Амурская область, Хабаровский край, по внешним направлениям – Китай и страны Европейского союза и СНГ.
Подчеркну, спрос на автомобильные грузоперевозки восстановился до уровня 2019 года. И он не только остановился, но и повысил среднюю стоимость перевозок грузов в среднем на 20% за весь 2021 год. При этом стоимость железнодорожных перевозок выросла на 3,7%, а авиадоставка груза подорожала в 2,3 раза.
– Но по каким причинам росла ставка на автоперевозки?
– Причин несколько. Во-первых, конечно, ставки выросли из-за повышения цен на запчасти и топливо. Во-вторых, в 2021 году автоперевозчики столкнулись с дефицитом квалифицированных водителей. В-третьих, из-за некоторых экономических аспектов большинство теневых перевозчиков перешли на легальную деятельность, и этот переход тоже привел к росту ставок.
И еще один фактор. Основным драйвером восстановления спроса стал e-commerce и сегмент доставки. Этот сегмент рынка формирует, кроме того, повышенный спрос не только на транспортировку, но и на весь процесс хранения товара. И автоперевозчики вынуждены были изменить подход к работе и предлагать клиенту комплексные решения в логистике, а это тоже увеличило ставку.
– В 2022 году ставка на автомобильные грузоперевозки продолжит свой подъем или она уже достигла максимума?
– Как ставка может остановить свой рост, если в прошлом году 90% логистических компаний отказались от обновления своих автопарков из-за роста курса валют, который вызвал рост стоимости грузовой автотехники? И бизнес до сих пор работает в состоянии неопределенности: сохраняется вероятность нового локдауна в связи с появлением новых штаммов коронавируса.
Возраст грузовиков для транспортировки увеличивается, а вместе с этим у автоперевозчиков растет спрос и затраты на услуги ремонтных и сервисных мастерских. Подорожание сервисного обслуживания автопарков на 5% увеличивает расходы автомобильных грузоперевозчиков на 40%. Но этого мало, продолжается рост стоимости топлива, растет стоимость самой техники для транспортировки грузов. Растут тарифы «Платона», и рост инфляции никто не остановил. Получается, что ставки на автомобильные грузоперевозки, чтобы восполнить затраты логистических компаний, вырастут до 50%.
Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.