+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.02.2024 16:46:41
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

Эксперт: агрегатор такси всегда невиновен

Закон исключил агрегатора из организаторов перевозки. Поэтому сторона, фактически организующая перевозку, получила максимум возможностей уйти от ответственности при законодательно переданными полномочиями влиять на рынок этих услуг, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Роберт Ян, независимый транспортный аналитик.
Эксперт: агрегатор такси всегда невиновен
– Роберт, кто такие агрегаторы такси?

– Служба заказа легкового такси. Именно так они сами себя называют в договоре оферты. Законодатель в законе «О такси» описал их фактическое положение на рынке. То есть это структура, которая фактически не оказывает перевозку пассажиров, но оказывает посреднические услуги между потенциальными пассажирами и потенциальными перевозчиками. С точки зрения буквы закона они те, кем они себя называют. Здесь сюрпризов нет.

Есть сюрприз в другом: агрегаторы фактически организуют перевозку пассажиров, но не несут за нее никакой ответственности.

– Агрегатор проверяет водителей перед тем как они выходят в рейс?

– И да, и нет. В частности, агрегатор несет ответственность за соответствие водителей законным требованиям: проверяют стаж, судимость, наличие прав на управление автомобилем. Но состояние водителя в момент оказания услуги – не проверяют.

Агрегатор должен, согласно закону, проверять медицинское состояние водителей. Он, согласно нормам закона, должен выходить на смену отдохнувшим и не иметь переработок. Но если будет установлена переработка водителя, то агрегатор не понесет наказание. Машину агрегатор тоже должен проверить. Но он проверяет только факт ее внесения в реестр, а соответствие автомобиля параметрам и исправность в данный момент, то есть в момент исполнения заказа, – нет. Получается, агрегатор не отвечает за то, что водитель приехал на неисправном автомобиле.

– Если штрафы введут, изменится ситуация на рынке такси?

– Нет. Сами по себе штрафы ничего не изменят. Нужно желание надзорных органов заниматься профилактическим надзором за деятельностью такси. В КоАП предусмотрены штрафные санкции за переработку водителю и организации, которая позволила ему сесть за руль. В отношении такси эта норма закона никогда, подчеркиваю, никогда не применялась. Все говорят о переработке водителей, но агрегаторы сделали все возможное, чтобы снять с себя ответственность. Как? Например, они вводят новое лицо – агента. И теперь агент, согласно договору оферты, ответственен за привлечение водителей к исполнению услуги по перевозке пассажиров. Но в законе ответственность агента за привлечение водителя не прописана.

– Если пассажир получил увечья в результате поездки на неисправном автомобиле с засыпающим от усталости водителем?

– То агрегатор, согласно закону, несет ответственность. Но с оговорками. Если сумма ущерба превысила все лимиты. Лимитов всего два: первый – это 600 тыс. по ОСАГО, и 2 млн руб. по обязательному страхованию ответственности перевозчика. Только в случае превышения всех этих лимитов агрегатора через суд привлекают к ответственности. Такое почти невозможно! Получается, агрегаторы сделали все возможное, чтобы снять с себя ответственность.


У них даже получилось ограничить пассажира в правах. Ранее пассажир мог взыскать со службы такси расходы, которые он понес из-за опоздания на рейс самолета, или поезда, или даже на деловую встречу. Теперь, согласно действующему законодательству, такси не возмещают убытки пассажиру за, например, позднюю подачу такси.

Агрегатор забрал у пассажира и водителя возможность корректного взаимодействия, чтобы решать вопросы и проблемы, возникающие во время поездки. Если вы забыли вещь в такси, то вы не можете напрямую позвонить водителю.

– Закон о такси вывел таксистов из серого рынка?
– Я верю, что закон выведет такси из серой зоны, но для этого нужно время. И усилие всех сторон. На сегодня агрегаторы прилагают максимум усилий, чтобы сохранить теневой рынок. Тут очень многое зависит от надзорных и контролирующих органов. Конечно, нельзя отказаться от законов рынка, нельзя заставить агрегаторов стать благотворителями и отказаться от коммерческих интересов.

– Как отличить простого водителя от водителя такси, если последнее никак не брендировано?
– Да никак! Поэтому к перевозкам необходимо допускать только брендированные автомобили, только так получится идентифицировать автомобиль в дорожном потоке. У машин такси должны быть и цвет, и шашечки. Но лоббисты агрегаторов убеждают региональные власти, что брендирование увеличивает стоимость затрат на привлечение перевозчиков. Делается это специально, чтобы надзорные органы не могли в потоке выделить такси для проверки. Таким образом, агрегаторы смогут дальше прятать нелегальных перевозчиков, и не выводить их из серой зоны.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions