Пункт пропуска Кукурыки начал работать по новым правилам с 21.00 по белорусскому времени 21 февраля. К этому времени автоперевозчики уже признали его самым загруженным пунктом пропуска, который открывал въезд в Евросоюз. Однако переход на новый режим работы никак не повлиял на скорость оформления большегрузов, об этом РЖД-Партнеру рассказали участники рынка. Как и ранее, сопредельная сторона оформляет в среднем шесть из каждых десяти большегрузов. То есть 60% грузового транспорта от нормы. Такая неспешность только увеличивает очередь. Сейчас на стороне Польши стоят почти 2 тыс. большегрузов, в среднем водители в ожидании въезда на пункт пропуска проводят до 63 часов. Право на переход пункта пропуска только у перевозчиков, зарегистрированных в государствах – членах ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). У всех остальных – только право на перегруз или перецепку.
«Европейцы привозят груз, мы его перегружаем на наши транспортные средства и везем его дальше – либо в Беларусь, либо в Россию», – говорит один из участников рынка, работающих на рынке международных перевозок.
В настоящий момент очереди только на стороне Польши, об этом РЖД-Партнеру рассказали сразу несколько участников рынка автоперевозок. Они подчеркивают, что пограничные службы ограничили движение фур на пункте пропуска Кукурыки внезапно. Уведомления о планах по вводу ограничений грузоперевозчики получили за пару дней до ввода режима. Ранее, 10 февраля, Польша приостановила на неопределенное время оформление транспортных средств и лиц, следующих через государственную границу у пункта пропуска Бобровники. В ноябре 2021 года польская сторона в одностороннем порядке остановила пропуск в автодорожном международном пункте пропуска Кузница Белостоцкая. Пункт пропуска Кукурыки – последний работающий пункт пропуска, который пропускал грузоперевозчиков. Легковой транспорт пропускает пункт в Тересполе (Брест), но и здесь задержки: польская сторона пропустила всего 38% легковых авто. Участники рынка, чтобы избежать стояния в очереди, везут грузы на пункты пропуски Прибалтики. Однако и здесь не все спокойно.
Литва и Эстония как возможность объехать пробку
Сегодня, 28 февраля, в 10.00 по белорусскому времени большегрузы выстроились в очереди перед литовскими пунктами пропуска Мядининкай (Каменный Лог), Шальчининкай (Бенякони), Райгардас (Привалка). Об этом сообщает пограничный комитет Республики Беларусь.
«Сопредельная сторона оформила в среднем 43% большегрузов от нормы», – добавляет пресс-служба ведомства.
Литва уведомила Белоруссию об одностороннем прекращении взаимодействия по обеспечению бесперебойного потока транспорта через границу и увеличении пропускной способности автодорожных пунктов пропуска. Причины прекращения взаимодействия в уведомлении от Службы охраны государственной границы при Министерстве внутренних дел Литовской Республики не указаны.
На погранпереходах из Латвии в Россию тоже очереди. Очередь из грузовых автомобилей появилась на пункте пропуска Убылинка – Гребнево, причем за последнюю неделю она увеличилась вдвое, и сейчас здесь стоят около 500 большегрузов, говорят участники рынка автомобильных грузоперевозок.
Очередь и на пункте пропуска Бурачки – Терехово: в ожидании разрешения на въезд в Россию стоят 330 большегрузов, сообщает Федеральная таможенная служба. В обратном направлении очередей нет.