Доля китайских брендов растет даже в премиум-классе. В числе лидеров спроса – Haval. Объем регистраций с января по ноябрь 2024-го вырос на 82%, до 176,6 тыс. ед. Chery нарастили продажи за этот период на 37%, до 145,4 тыс. ед. Geely тоже в тройке лидеров, число регистраций – 141 тыс., что на 75% больше, чем годом ранее.
Новые имена
Новые имена на российском рынке в 2025 году не появятся, считает автоэксперт Игорь Моржаретто. Но возможно появление неких китайских суббрендов, не исключает эксперт.
«Только у Chery их уже десяток. Могут появиться российские новые бренды, потому что некоторые китайские компании хотели бы присутствовать на российском рынке и даже организовать сборку, но и по российским законам, и по их правилам эта сборка будет возможна только под каким-то новым российским брендом», – рассуждает он.
В прошлом году в России объявили о создании бренда «Амберавто». Власти объявили о его сборке в Калининграде. И. Моржаретто не исключает, что в 2025 году на рынок выйдет отечественная «Волга». Однако россияне предпочитают автомобили со знакомыми именами. Часть из них ввозят, в том числе и из Европы, Японии и Америки по параллельному импорту.
В 2024 году в России, по данным «Автостат Инфо», зарегистрировано более 161,4 тыс. ед. как легковых, так и LCV, ввезенных по параллельному импорту. Это на 17,7% больше, чем в 2023 году, тогда регистрацию прошли 137,1 тыс. авто.
Удивительно, но если верить «Автостат Инфо», то в России по правилам параллельного импорта везут автомобили даже китайских брендов. Аналитики заявляют, по числу зарегистрированных машин в этой категории транспортных средств лидирует китайский бренд Li Xiang, чьи регистрации выросли в 2024 году многократно, с 4,7 тыс., до 23,3 тыс. На втором месте – Toyota, зарегистрировано 29,7 тыс. ед., ввезенных в РФ по параллельным схемам.
Если сравнивать число с прошлогодним, то падение составляет 7%. На третьем месте – Hyundai, здесь спад на 17%, до 18,7 тыс. ед. В топ-5 брендов также вошли KIA (13,5 тыс. авто, падение в 26%) и BMW (поставлено 11,7 тыс., авто, прирост 32%).
Лидером среди моделей, ввезенных на российский авторынок по параллельному импорту, стал китайский Li Xiang L7. На втором месте тоже он, но в модели Li Xiang Lil9. Третье место за Hyundai Tucson, далее Toyota Camry и Kia Sportage.
Путь в Россию
Автомобили в Россию сейчас ввозят в контейнерах, об этом рассказывает Алексей Гагаринов, генеральный директор «Си Шиппинг». До 2022 года известные автобренды поставляли в Россию автомобили на ро-ро судах или в специализированном подвижном составе. В последний раз ро-ро судно в порт Балтики заходило в марте 2023 года. Сейчас автомобили грузят в контейнеры, иногда даже по четыре штуки в один контейнер. Контейнеризация превратила автомобиль в груз.
Да, признается, А. Гагаринов, автобренды и ранее позволяли загонять в контейнер автомобили, но максимум две машины, причем на специализированных треках. А сейчас в контейнер могут загнать до четырех машин. Стандарты изменились. Вернее, их вообще нет, об этом категорично заявил А. Гагаринов.
Ранее компания А. Гагаринова поставляла в Россию из Америки и Европы 18 автобрендов. Сегодня целенаправленные поставки автомобилей известных брендов на российский рынок официально остановлены. На рынок вышли новые участники – как в России, так и в Китае, которые раньше вообще этим бизнесом не занимались и вообще ничего не понимают про стандарты качества, говорит А. Гагаринов.
«Они хотят перевезти автомобили за три копейки! Я, конечно, утрирую, не за три, но много ниже себестоимости, и, например, не учитывают услуги обработки груза в порту. Таких случаев очень много. Водители автовозов, которые видели разное, иногда рассказывают удивительные вещи. Современные терминалы могут даже их удивлять. Представьте: сельская территория, деревянная изгородь, за которой стоят новые машины премиум класса», – рассказал бизнесмен.
Автомобиль в конечно итоге попадает к дилеру и дилер, чтобы автомобилю придать товарный вид, заменяет испорченные детали и выставляет счет производителю. И вот вся информация начала скапливаться в большом объеме. Счета, которые китайские автопроизводители получают от российских дилеров, стали непомерными.
По мнению эксперта, китайские бренды вернутся в Россию с исками на возмещение ущерба. Если не в 2025 году, то через год или через два. Более того, ряд китайских брендов уже начали присылать счета на очень приличные суммы. Дилеры, не исключено, перевыставят эти счета транспортным компаниям.
«Уверен, в Россию в будущем будут поставлять авто на специализированном морском транспорте, а не в контейнерах», – резюмировал он.