+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.03.2020 12:42:31
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Налоговые каникулы, субсидирование лизинговых платежей или отмена системы Платон: что спасет грузовые автоперевозки от последствий коронавируса?

Пандемия коронавируса продолжает оказывать свое влияние на экономику страны и транспортную отрасль, в частности. На первый взгляд, пока грузовые автомобильные перевозки менее всего пострадали от последствий распространения инфекции. Но эксперты и участники отрасли уже предлагают целый ряд мер для помощи рынку в этой непростой ситуации.

Одной из площадок, где удалось аккумулировать необходимые меры, стала онлайн-конференция «Преодоление COVID-19 для индустрии транспорта», организованная компанией ATO Events.

По прогнозу вице-президента Российского автотранспортного союза Валерия Алексеева, товарооборот грузового автотранспорта из-за последствий коронавируса может сократиться в 2 раза. «На сегодня у участников отрасли вызывают беспокойство те меры, которые вводятся в Москве и при пересечении границ РФ. Наши перевозчики уже пережили не один кризис и прекрасно понимают, какая в дальнейшем будет тенденция по уменьшению товарооборота. Перевозчики настаивают на том, чтобы правительство РФ выработало специальную программу по работе отрасли грузовых автомобильных перевозок в период ограничений, связанных с коронавирусом», – говорит он, ссылаясь на опыт разработки специальной программы, позволившей сохранить предприятия во время финансового кризиса 2008 года.

По его словам, во время кризиса в 2008 году при падении грузооборота на рынке перевозок возник огромный избыток транспортных средств, в результате цены на перевозки падали. Как следствие, перевозчики не могли обеспечить свою операционную деятельность теми финансами, которые они получают от дохода от перевозок. Это привело к закрытию некоторых предприятий.

«Наша задача сейчас – в том числе задача и государства – сохранить наши транспортные предприятия, так как транспорт обеспечивает развитие экономики. Кризис закончится, и нам нужно будет поддерживать выход экономики из него. Нам нужно, чтобы именно транспортные предприятия помогали нашей экономике идти к развитию», – говорит В. Алексеев.

В данной ситуации поддержать отрасль, по его мнению, может введение налоговых каникул до окончания кризиса, проведение реструктуризации лизинговых платежей для тех компаний, у которых транспортные средства находятся в лизинге. Эта мера была испытана в 2008 году и дала положительный эффект. Кроме того, Российский автотранспортный союз предлагает мораторий на транспортный налог.

Еще одной мерой поддержки могло бы стать приостановление или отмена действия системы «Платон». Напомним, что неделей ранее Ассоциация международных автомобильных перевозчиков и Союз транспортников России направили в правительство совместное письмо с просьбой рассмотреть возможность принятия специальных мер поддержки международных автоперевозчиков на фоне пандемии коронавируса. https://www.rzd-partner.ru/auto/news/avtoperevozchiki-prosyat-pravitelstvo-prinyat-spetsmery-podderz...

Среди прочих мер автоперевозчики также попросили кабмин отменить действие системы «Платон» с 1 апреля текущего года до 2022 года. Но власти РФ приняли решение не приостанавливать систему из-за коронавируса. Вместо этого последовало продление срока службы бортовых устройств «Платона».

Генеральный директор компании «РустаЛогистик» Сергей Бураго придерживается более жестких взглядов. «Нужно еще жестче обнулить налоги и сделать отсрочку. Что касается лизинга, это огромная доля рынка. Мы уже ведем уже переговоры с лизинговыми компаниям. Они тоже ждут какого-то ясного понимания ситуации. Но как вариант рассматривается вопрос пролонгирования лизинга. Это позволит комфортнее переформатировать бизнес-процессы. Надеюсь, мы упадем на 30%, но не на половину рынка», – прогнозирует он.

Управляющий директор ГК «Совтрансавто» Владимир Тян отмечает, что ограничиться транспортным налогом было бы недостаточно. А для четкого анализа влияния ситуаций на границах пока прошло слишком мало времени. Но уже сейчас можно говорить о дефиците перевозчиков, особенно на международных маршрутах. Именно сокращение кадров станет одним из главных последствий кризиса.

Глава Минпромторга Денис Мантуров уже обратился к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой о мерах поддержки для розничного сектора и связанных с ним бизнесов. Обороты компаний уже упали на 50–80%, и в отрасли начались сокращения.

Приведет ли к перестройке рынка грузовых автоперевозок? По словам С. Бураго, в этой ситуации многое будет зависеть от участия государства, в том числе в какой-то степени может помочь развитие цифровизации и информационных технологий. «Я надеюсь, что все меры административного характера будут составлены в пользу мер технологических», – отмечает он.

Уже сейчас, по словам экспертов, очевидно, что с рынка будут уходить мелкие перевозчики. С одной стороны, состоится выход из серых схем мелких участников рынка, что было бы неплохим решением для государства. С другой стороны, крупные компании менее поворотливы в изменении бизнес-процессов.

«Мы понимаем, что задача государства – поддержать крупные компании. Все-таки именно они платят существенные налоги в бюджет, обеспечивают работой большое количество людей и создают конкуренцию на рынке для иностранных перевозчиков. Но нужно учитывать, что большинство перевозок выполняют все-таки именно мелкие перевозчики», – подчеркивает В. Алексеев.

Добавим, что биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU провела опрос среди перевозчиков и экспедиторов, чтобы выяснить, какие меры господдержки могут помочь рынку избежать коллапса из-за распространения пандемии.

В опросе приняли участие 1,2 тыс. игроков рынка автомобильных грузоперевозок из разных регионов России и стран СНГ. Они оценили меры, которые правительство РФ разрабатывает для поддержки отрасли автогрузоперевозок.

46,2% опрошенных выбрали налоговые льготы, в которые входит в том числе и обсуждаемая сейчас в правительстве отсрочка по страховым взносам (в целом для пострадавших отраслей), а также мораторий или отсрочка по транспортному налогу.

Еще 40% участников рынка автомобильных грузоперевозок назвали приостановку взимания платы в системе «Платон». На третьем месте среди ответов респондентов (9,2%) – отмена весового контроля для отдельных категорий грузов.

И на последнем месте – упрощение процедуры контроля на границах. Интересно, что 2,9% опрошенных заявили, что не нуждаются в каких-либо мерах господдержки. По их словам, коронавирус на них не повлиял.

Представитель ATI.SU отмечает, что вне опроса остались, например, такие меры, как субсидирование лизинговых платежей, развитие электронного документооборота, в частности более широкой практики применения электронных товарных накладных.

«По нашей информации, большинство участников рынка уже сейчас оказались в непростой ситуации, а в ближайшем будущем мы можем столкнуться с лавиной банкротств. Прежде всего, правительству нужно подумать о тех мерах, которых ждет рынок: налоговых льготах (в том числе по транспортному налогу), а также отмене и сокращений выплат в системе «Платон». Как известно, от «Платона» сейчас не хотят отказываться, поскольку он помогает мониторингу грузоперевозок и контролю над тем же коронавирусом. Но, возможно, стоит на определенный период ввести льготный тариф, который был при внедрении системы «Платон», – подчеркивает управляющий Биржи грузоперевозок ATI.SU Святослав Вильде.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions