Промышленные образцы танк-контейнеров (контейнеров-цистерн) из ПКМ для наземных видов транспорта уже выпускают ряд заводов Финляндии, Нидерландов, Германии и Австралии. Но не стоит забывать, что именно в России в 2014 году были начаты работы по созданию подобного типа танк-контейнера, в конструкцию которого были заложены требования, вытекающие из перспективы использования его на всех видах транспорта, включая морской. А в 2016 году первые опытные образцы танк-контейнеров из ПКМ были сертифицированы в ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС).
В 2017 году РС первым из классификационных обществ разработал и ввел в свои правила новый раздел «Контейнеры из ПКМ», содержащий требования в отношении их проектирования, изготовления, эксплуатации и ремонта. Два года опытной эксплуатации этих контейнеров при перевозке продуктов нефтехимии показали хорошие результаты: методы ремонта достаточно просты и не требуют специального сложного оборудования и постановки на производственную площадку; для очистки емкости применяется не технологическая пропарка, а промывка водой; защитный химический слой сосуда соответствует нескольким типам грузов.
Сегодня одно из ожидаемых профессиональным международным сообществом событий – внесение в Типовые правила ООН по перевозке опасных грузов (Оранжевая книга) и затем в Международный кодекс морской перевозки опасных грузов требований в отношении съемных цистерн, в том числе контейнеров-цистерн с сосудом из полимерных композитных материалов. Это позволит применять их для международных перевозок всеми видами транспорта, включая морской, что, очевидно, составит конкуренцию контейнерам-цистернам с сосудом из стали и алюминия, повсеместно применяемым в настоящее время.
На конференции «Контейнеры и контейнерные перевозки. Актуальные вопросы, идеи, решения», которая в феврале 2019 года прошла в Санкт-Петербурге, промышленные предприятия обсуждали перспективы производства контейнеров-цистерн с сосудом из ПКМ в нашей стране. Есть вероятность, что выпуск данного вида транспортного оборудования начнется уже в текущем году. Также мы ожидаем, что в июне – июле 2019 года на 55-й сессии подкомитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов (UNTDG) должны рассмотреть требования, разработанные российской делегацией при участии специалистов РС.
Автор: Сергей Докучаев, главный специалист отдела по техническому наблюдению за контейнерами ФАУ «Российский морской регистр судоходства», участник рабочей группы по подготовке предложений по использованию съемных цистерн из ПКМ подкомитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.