Глава ФАС сказал, что этот вопрос обсуждается, в частности, в рамках полемики о новой редакции тарифного прейскуранта 10-01 на железнодорожные перевозки. "Угольщикам неприятно будет, железная дорога не должна возить ниже себестоимости ни один груз вообще. А если она и возит, это должно субсидироваться", - пояснил он.
Ранее президент РЖД Олег Белозёров заявил, что компания предлагает снизить скидки на сверхдальние перевозки угля для покрытия убытков. По его словам, перевозка около 14 млн тонн угля в год убыточна для РЖД. Он пояснил, что речь идет о перевозке угля на расстояния свыше 5700 км - так называемые "хвосты", то есть длинные расстояния, где действуют понижающие коэффициенты к тарифам, должны быть выровнены, чтобы позволить возмещать прямые затраты.
Особенностью действующего тарифного прейскуранта является разделение грузов на классы. К первому тарифному классу относятся сырьевые грузы, транспортная составляющая в цене которых превышает 15%: это низкодоходные, "социально значимые" уголь, железная руда, необработанная древесина, цемент и другие стройматериалы. Их перевозка производится по заниженным расценкам.
Ко второму классу (перевозится по себестоимости) относятся остальные грузы с долей транспортной составляющей от 10% до 15%, в том числе нефть, удобрения, зерно и грузы в контейнерах.
К третьему классу относятся грузы с транспортной составляющей менее 10% - черные и цветные металлы, металлолом, машины и оборудование, бумага и химикаты. Их перевозят по повышенному тарифу, чтобы компенсировать перевозки первого класса.
По данным РЖД, в настоящее время на перевозки угля действует целый ряд различных понижающих коэффициентов. Уровень тарифа на перевозки угля находится ниже себестоимости и не покрывает полных затрат. При дальности перевозки энергетических углей свыше 5700 км действующий тариф не покрывает затрат.
Прейскурантом предусмотрены дополнительные понижающие коэффициенты на перевозки грузов маршрутными и групповыми отправками, на которые приходится основной объем перевозок каменного угля.
В результате средний уровень тарифа на перевозки, например, энергетического угля находится ниже уровня базового тарифа грузов 1 тарифного класса до 53%, а по отношению к уровню тарифа 2 тарифного класса, который является уровнем безубыточности - до 75% (в зависимости от дальности перевозок).
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



