+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.10.2017 16:06:09
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Уголь разогрел ставки

В конце лета и начале сентября 2017 года ОАО «РЖД» предоставило клиентам преференции, которые были призваны стимулировать приток на сеть дополнительных грузов. Перевозчик дал сигнал рынку, но операторы его не заметили.
Разновекторные тарифы

В частности, понижающий коэффициент 0,961 в сентябре был установлен для черных металлов при отправлении с семи станций на экспорт через сухопутные погранпереходы и российские морские порты. Коэффициент 0,822 ввели на доставку нефтепродуктов, сжиженного газа и электродного кокса с шести станций до места выгрузки на ст. Ветласян. При перевозке сырой нефти практически в том же направлении коэффициент установлен в размере 0,55. На перевозки листовой стали по маршруту Владивосток – Бужаниново и обратный порожний пробег специализированных платформ из-под данной номенк­латуры – 0,829.

Причем на металлы и сталь преференции предоставлены только до конца текущего года, а на энергетические грузы они распространяются и на следующий год. Также на 2018-й продлено действие понижающих коэффициентов к тарифу на перевозки шрота, кукурузы и пшеницы в границах ряда маршрутов по СКЖД (0,783), овощей и фруктов в 40-футовых рефконтейнерах со ст. Шушары до станций Батарейная, Красноярск, Красноярск-Северный, Челябинск-Грузовой (0,746). Понижающие коэффициенты коснулись также аммиака (0,938) при перевозках на расстояния свыше 1,5 тыс. км и алюминия (0,867) при экспорте с 15 станций. Индекс 0,6 введен для нефтепродуктов, следующих из Беларуси и портов Балтики в Афганистан, 0,921 – для рыбы, отправляемой со станций ДВЖД по внутренним маршрутам. Более того, после внесения регулятором изменений в нормативную базу действие коэффициентов, установленных на 2018 год, предполагается продлить до 2023-го.

Ажиотаж вокруг полувагонов

Все эти примеры показывают, что перевозчик ищет способы заманить на сеть самые разные грузопотоки. И одним из инструментов для этого являются тарифные преференции. Операторские компании строят свою стратегию в сфере ценообразования обычно в кильватере перевозчика. Казалось бы, им был подан ясный сигнал. Однако его не только не заметили, но и поступили совершенно иначе. Как отметили эксперты, ставки предоставления полувагонов достигли своего максимума за текущий год в авгус­те и сентябре. И этот феномен заслуживает отдельного изучения.

Как пояснил заместитель председателя НП ОЖдПС Денис Семенкин, на эти месяцы пришелся наибольший объем погрузки в универсальный парк, что и объясняет ажиотаж и рост ставок на него. Но есть и другие факторы, в частности локальный дефицит.

Особенно остро нехватка полувагонов ощущалась на маршрутах, по которым перевозили уголь. Его отгрузка в первую очередь увеличилась на экспорт. Уголь двигался по направлениям и без того загруженным, на расстояния в 5 тыс. км. Следует учесть, что активные экспортные перевозки угля в восточном направлении всегда сопровождались высокой долей бросания проездов на пути к морским портам. Так произошло и в 2017 году.

Соответственно, у операторов ухудшились эксплуатационные показатели: они получили увеличенный оборот вагонов по сравнению с запланированным уровнем. На это, кстати, повлияло то, что инновационные вагоны могли дольше простаивать под погрузкой и выгрузкой на путях необщего пользования, если не хватало мощности техники для выполнения этих операций. Оборот вагонов снизился еще и потому, что выросло время нахождения вагонов в ремонте. В сумме это усилило нехватку полувагонов и спровоцировало рост арендных ставок.

«Многие просто не понимают, насколько обострился сейчас вопрос. Мы уже выскребли все резервы, в том числе те, что имелись по повышенным ставкам», – пожаловался начальник отдела логистики крупной угольной компании.

Осенью спрос на перевозки угля оказался высоким и на внутреннем рынке. Причина – низкие запасы гидроресурсов на ГЭС Сибири. Энергетики компенсировали нехватку электроэнергии потребителям за счет тепловой генерации. «Это существенно увеличило спрос на уголь. В свою очередь, клиенты стали не только привлекать к вывозу угля относительно дешевые полувагоны, которые могли получить согласно долгосрочным сетевым контрактам, но и искать дополнительный парк – а это уже дорогой подвижной состав», – добавил директор по маркетингу и развитию ООО «Рэйл Коммерс» Виталий Дергунов.

Но это – не единственная причина ажиотажа вокруг полувагонов. Что будет со ставками на этот вид подвижного состава дальше? Есть три сценария на эту тему. Вопрос в том, когда рынок перестанет лихорадить.

Ответы на этот и друге вопросы – см. в статье «Уголь или щебенка: тарифные рокировки» в №21 журнала РЖД-Партнер
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions