Об этом говорилось на состоявшемся в среду в Совете Федерации круглом столе «О ходе исполнения мероприятий национальных проектов: текущее состояние, проблемы, сроки реализации». Отмечено, что несмотря на сложности прошлого года наблюдалось достаточно динамичное развитие транспортной инфраструктуры.
Бюджетное ассигнование всех национальных проектов в течение 2022 года было увеличено к первоначальному объему более чем на 500 млрд руб., до 3,3 трлн руб., сообщил директор департамента программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов Минфина России Николай Бегчин. Лидерами в дополнительном финансировании стали нацпроект «Безопасные качественные дороги» и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Прирост соответственно составил 190 млрд и 170 млрд руб.
Как отметил глава департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Андрей Шилов, по итогам 2022 года по нацпроекту БКП все запланированные целевые показатели достигнуты, кассовое исполнение составило 99,9%.
В частности, в нормативное состояние приведены 3,3 тыс. км дорог к образовательным учреждениям (1 тыс. объектов), 6 тыс. км туристических маршрутов (около 1,2 тыс. объектов) и 3,6 тыс. км дорог, обеспечивающих транспортную доступность медицинских учреждений.
Кроме того, успешно начал реализовываться федеральный проект развития общественного транспорта. В рамках льготного лизинга, а также за счет средств Резервного фонда было поставлено 398 транспортных средств – на эти цели выделено 3,3 млрд руб.
В этом году на обновление подвижного состава запланирована поддержка в 46,4 млрд руб. Планируется поставить 721 ед. транспорта. За счет средств ФНБ может быть приобретено не менее 2,5 тыс. автобусов.
Бюджет вывезет?
Хороший уровень освоения также демонстрирует реализация КПМИ. В частности, по портам прошлогодний прирост производственных мощностей составил 36,6 млн т, и по итогам 2023 года перерабатывающие возможности терминалов могут увеличиться еще на 59 млн т годовом выражении, проинформировала замруководителя департамента стратегического развития Минтранса Эльза Жебрик.
Планово развивается Восточный полигон. Сейчас его провозная способность в экспортном (четном) направлении составляет 158 млн т, за счет работ этого года она возрастет до 173 млн.
В этом году может быть досрочно введена трасса М-12, если будет принято решение об оперативном финансировании, уточнила Э. Жебрик.
В то же время есть и риски, связанные с перспективами бюджетного ассигнования. В прошлом году и в начале этого уже была секвестирована часть бюджетов, проинформировал Сергей Дунаев из департамента развития инфраструктуры Министерства транспорта.
«В частности, сложилась парадоксальная ситуация, что начать новые объекты по аэродромной инфраструктуре или морской мы можем не ранее 2026 года. Так как по этим федеральным проектам финансирование 2025-го обнулено, текущие лимиты, которые есть, позволяют объявить один объект. Это реконструкция аэродрома в Махачкале, на который часть средств довели в декабре 2022 года. Этот контракт объявим в апреле», – сообщил чиновник.
В непростой экономической ситуации оказались и частные инвесторы, которые строят новые портовые мощности. Некоторые проекты сдвигаются вправо, сказал С. Дунаев.
В свою очередь, председатель комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов предложил Минтрансу плотнее коммуницировать с рабочими депутатскими группами, в круг вопросов которых входят аспекты транспортной инфраструктуры.
«Будем сейчас при формировании бюджета на следующую трехлетку эти вещи внимательно анализировать и учитывать с тем, чтобы жизненно важные объекты по формальному признаку из планов по их финансированию не выпадали», – заключил сенатор.