+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.09.2017 13:52:09
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Экспорт в контейнерах – дело тонкое

Несмотря на множество программ по развитию несырьевого экспорта его доля в структуре внешней торговли РФ, по расчетам Российского экспортного центра (РЭЦ), слегка выше 50%,
а в перевозках по РЖД – и того меньше. Однако работа в этом направлении ведется. Например, не так давно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил перечень продукции, товаров, работ и услуг, экспорт которых будет поддерживаться федеральными органами в приоритетном порядке. Пока же контейнеры в обратном направлении возвращаются пустыми. Зачем мы платим за порожняк и почему не можем наладить обратную загрузку?
Все пути ведут в АТР?

Согласно документу, поддерживать планируется экспорт как машиностроительной, так и, например, фармацевтичес¬кой и легкой промышленности. Кроме того, особое внимание будет уделяться наращиванию экспорта товаров народного потребления – это как раз та самая категория, которая тяготеет к перевозке в контейнерах.

Сегодня много говорится о контейнеризации, и этот показатель, безусловно, растет. Однако коэффициент грузов, перевозимых в контейнерах, от общего объема контейнеризуемых товаров на железной дороге по итогам 2016 года составил 5,3% по сравнению с 4,9% годом ранее, сообщили в Центре фирменного транспортного обслуживания – филиале ОАО «РЖД». Это в 3 раза ниже уровня контейнеризации в ЕС и почти в 4 раза, чем в США. Соответственно, повышение уровня контейнеризации в средне- и долгосрочной перспективе будет одним из основных факторов роста контейнерного рынка. Для этого операторы и РЖД увеличивают скорость доставки, развивают сервисы и технологии по обработке контейнеров и контейнерных поездов. Но что же сдерживает развитие контейнерных перевозок в России и на экспорт и как обойти острые углы?

Начальник отдела анализа рынков компании «Открытие Брокер» Константин Бушуев отмечает, что сегодня рост спроса на контейнерные перевозки формируется преимущественно за счет стран Азии, а также других развивающихся государств. «С середины 2015 года контейнерные перевозки вновь пошли в рост. Основные проблемы здесь – недостаточные темпы восстановления потребительского спроса, отягощенные низкими доходами населения, а также малая доля производства технологичных потребительских товаров в обрабатывающей промышленности», – считает эксперт.

По данным Российского экспортного центра, основной вклад в увеличение общего экспорта в первой половине 2017 года внесло топливо (75% совокупного прироста), а несырьевого неэнергетического – металлопродукция (45%), продовольствие (16%) и химические товары (15%). В общем экспорте доля несырьевых товаров снизилась на 0,7 п. п. по сравнению с I полугодием 2016-го и составила 53,7%, несырьевых неэнергетических товаров – на 3 п. п. (до 34,1%). Во второй половине года ожидается некоторое повышение доли несырьевых неэнергетических товаров в силу сезонных особенностей экспорта и рыночной конъюнктуры. Тем не менее сегодня российский экспорт – это не только сырье. «У России, помимо традиционного экспорта углеводородов и продуктов нефтехимии, сейчас несколько активно развивающихся направлений. Из них наиболее популярные – продукция деревообработки и продукты питания», – отмечает генеральный директор Petra Logistics Олег Семенов.

Так, ООО «Объединенные кондитеры» отправляет в контейнерах в Китай, Туркмению и Монголию карамель, шоколад, печенье, шоколадные конфеты, зефир, пастилу, сухие завтраки, вафли, вафельные торты, мармелад, бисквиты, пряники. Такой способ доставки в компании предпочитают потому, что товар приходит в минимальные сроки и сохраняет качество продукции в момент реализации.

По наблюдениям генерального директора АО «РЖД Логистика» Вячеслава Валентика, именно несырьевой экспорт является самым перспективным. «Этот сервис «РЖД Логистика» запустила почти полгода назад, и за это время нам удалось добиться впечатляющих результатов. Мы действительно совершили прорыв в отрасли, когда впервые организовали ускоренные контейнерные поезда из России в Китай с очень хорошими сроками доставки – не более 14 суток. Поначалу нам стоило значительных усилий привлечь первых грузоотправителей, однако мы протестировали сервис, смогли устранить некоторые недочеты и в итоге наладили работу», – рассказывает глава компании.

Отметим, что этот проект был реализован вместе с Российским экспортным центром. Таким образом, участники рынка совместными усилиями стараются донести ценность нового продукта до российских экспортеров. «B результате мы вывели этот сервис на регулярную основу: поезда отправляются раз в две недели. Безусловно, это было бы невозможно без заинтересованности российских производителей в продвижении своих товаров в Китае. На сегодняшний день наша компания организовала доставку продуктов питания, легковых автомобилей, металлов, пластмасс и изделий из них, а также синтетических моющих средств», – говорит В. Валентик.

Объемы пока небольшие, но в РЖДЛ уверены, что в дальнейшем произойдет увеличение спроса со стороны грузоотправителей в России и грузополучателей в Китае. По мнению участников рынка, этому будет способствовать принятое не так давно решение правительства о выделении транспортных субсидий. «Отличный пример – субсидирование экспорта в Китае как инструмент господдержки собственной экономики. Государство частично компенсирует своим производителям транспортные расходы при экспорте в Европу по Шелковому пути. Как итог – двукратный рост объема перево-зок из КНР в страны ЕС только за последний год», – комментирует В. Валентик.

По данным РЭЦ, при общем увеличении экспорта с начала года на 29% наибольшие темпы показал экспорт в Юго-Восточную Азию (+64%), Восточную Азию (+34%), Восточную Европу (+33%), а также трейдерам и в офшоры (+33%). Худшая динамика зафиксирована по экспорту в Тропическую Африку (-13%). Главными контрагентами России по экспорту в I полугодии 2017-го традиционно были Нидерланды (11,2%) и Китай (10,9%), третье место заняла Германия (7,3%).

Не без помощи государства

По мнению В. Валентика, субсидирование может помочь как производителям-новичкам, только выходящим на азиатский рынок, так и опытным экспортерам для дополнения, а иногда и замещения традиционных морских перевозок сухопутными маршрутами. «Сегодня доставка по железной дороге в 3 раза быстрее, чем по морю. Если она будет еще и сопоставима по цене, это значительно увеличит потенциал несырьевого российского экспорта», – уверен он.

По словам ведущего специалиста по таможенному оформлению ООО «Объединенные кондитеры» Руслана Насонова, при выборе способа доставки продукции на экспорт их компания ориентируется на стоимость услуг и сроки доставки. Поэтому он уверен, что рост несырьевого экспорта в контейнерах, в том числе по железной дороге, возможен при повышении внешнеэкономического развития на всемирном рынке в части продуктов питания. Этому будет способствовать и относительно невысокая стоимость транспортировки продукции, и оптимальные сроки доставки. Развитие перевозок позволит увеличить периодичность отправки сцепов и снизить стоимость доставки за счет возврата импорта.
Эксперты также отмечают, что представителям малого и среднего бизнеса достаточно сложно организовать отправку из-за того, что масштабы их груза неинтересны РЖД. «Если ты сравнительно небольшое экспортное предприятие с оборотом от 10 контейнеров, то получить сервис от РЖД, сравнимый с сервисом от морских линий, практически невозможно. К тому же ставки на море сейчас от $1 тыс.», – отмечает О. Семенов.

Однако ситуация постепенно меняется. «Мы как официальный транспортно-логистический оператор экспортного сервиса заинтересованы в привлечении экспортеров, увеличении грузопотока и популяризации перевозок по железной дороге. Но важно отметить, что основную выгоду от мер господдержки получим не мы, а российские товаропроизводители, которые смогут на более выгодных условиях отправлять свою продукцию за рубеж, тем самым развивая российскую экономику», – комментирует В. Валентик.

В то же время К. Бушуев отмечает, что усиление конкуренции на контейнерном рынке России уже положительно сказывается на динамике перевозок. «Но пока внутренний потребительский спрос остается слабым, импорт продукции в контейнерах может быть под давлением. При этом для развития экспорта в контейнерах России необходимо повышать конкурентоспособное производство потребительских и технологичных изделий, так как именно эти категории товаров, а не сырье используют контейнерные перевозки. В этом состоит секрет долгосрочного успеха российской экономики. Решение этой задачи, в свою очередь, будет способствовать более эффективному грузообороту контейнеров», – резюмирует он.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions