+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.02.2018 12:39:22
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Аэроэкспресс подвел итоги 2017 года

Чистая прибыль ООО “Аэроэкспресс” по итогам 2017 года составила 619,2 млн руб., что на 45% ниже показателя за 2016-го в 1,1 млн руб. Уровень выручки компании, наоборот, демонстрирует рост, переломив негативную тенденцию двух последних лет, достигнув объема в 6,1 млрд руб., что на 3,3% больше уровня 2016-го в 5,9 млрд руб. Это следует из последнего отчета об операционной деятельности компании за 2017 год.
график на сайт (1).jpg
Финансовые показатели ООО «Аэроэкспресс»


По данным железнодорожного оператора, в 2017 году доля “Аэроэкспресса” от совокупного пассажиропотока в аэропорты объемом в 13,2% оказалась рекордно низкой с момента запуска маршрутов в 2008-м (15%).

Самая высокая доля пассажиропотока “Аэроэкспресса” наблюдалась в 2014 году (25,5%), что соответствовало 16,6 млн человек. Заметный рост показателя был связан с рекордным совокупным пассажирооборотом московских аэропортов в 76,54 млн человек. Далее уровень начал падать параллельно с пассажиропотоком “Аэроэкспресса”. Одним из факторов, послуживших причиной сокращения итогового пассажироооборота в московских аэропортах, послужило развитие валютного кризиса в России.

Однако уже в 2017 году столичные воздушные ворота продемонстрировали новый рекорд в 88,8 млн пассажиров, что на 30% превышает результат прошлого года. Соответственно, вырос после заметного падения в 2013-м и объем пассажироперевозок железнодорожного оператора в 2017-м – на 0,6%, до 11,7 млн человек.

Среди клиентов “Аэроэкспресса” самым востребованным маршрутом в прошлом году стало Павелецкий вокзал – аэропорт Домодедово. Данным сообщением воспользовались 4,7 млн человек (-5,2% к 2016 г.) Пассажиропоток воздушной гавани составил 30,6 млн человек (+7,1% к 2016 г.)

Вторым по популярности направлением стало шереметьевское численностью 4,7 млн человек. (+6,4% к 2016 г.). Объем пассажироперевозок аэропорта Шереметьево вырос до 40 млн человек (+15,9% к 2016 г.). Скорый поезд во Внуково перевез в прошлом году 2,2 млн человек, оставшись на уровне 2016-го.

Причины падения доли пассажиропотока “Аэроэкспресса”

На снижение доли “Аэроэкспресса” в общем пассажиропотоке влияет динамичный рост популярности агрегаторов такси и каршеринговых компаний, заключают эксперты.

Повышению востребованности таких сервисов способствует и инфраструктурная модернизация. “В июне 2017 года открылся новый съезд на платную трассу М11 из аэропорта Шереметьево-1, который позволил сократить время въезда и выезда с территории аэропорта. На внуковском направлении продлена красная линия метрополитена до станции "Саларьево", откуда на наземном общественном транспорте можно легко добраться до аэропорта без заторов на дорогах”, – комментирует глава Союза пассажиров России Кирилл Янков.

Кроме того, конкуренцию аэроэкспрессу в будущем может составить и Московский центральный диаметр (МЦД). "Дальнейшее изменение динамики доли пассажироооборота аэроэкспресса зависит от решения городских властей по направлению диаметров МЦД в аэропорты. Наземное метро фактически дублирует маршруты аэроэкспресса", – отмечает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко.

В середине декабря заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов заявил о том, что пока диаметры МЦД в аэропорты направляться не будут.

В долгосрочной перспективе негативная тенденция по снижению доли пассажиропотока сохранится, если железнодорожный оператор не реализует инфраструктурные изменения.

“Концепция аэроэкспресса устарела, его необходимо интегрировать в общую городскую транспортную сеть, чтобы пассажир смог доехать, к примеру, из Шереметьево не только до станции метро "Белорусская", но и продолжить путь по МЦД”, – рассуждает К. Янков.

“Эффективным инструментом для повышения пассажиропотока аэроэкспресса могла бы стать продажа билетов, совмещенных с сервисами "Мосгортранса" либо "Мосавтотранса" по аналогии со странами ЕС”, – добавляет эксперт межрегионального объединения "Город и транспорт" Владимир Валдин.

Аналитики сходятся во мнении относительно необходимости пересмотра тарифной политики аэроэкспресса для предотвращения дальнейшего спада в общем объеме столичных пассажироперевозок.

“Сокращение пассажиропотока возможно замедлить или остановить несколькими путями: снижением стоимости проезда (что достаточно проблематично в условиях активных закупок нового подвижного состава), расширением тарифа "Групповой" для проезда двух человек (сегодня он действует для трех), включением в график ночных отправлений поезда, чтобы обеспечить предложения для пассажиров с ранним и поздним вылетом/прилетом”, – резюмирует ведущий эксперт-аналитик отдела исследований пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Денис Чернов.

В самой компании отмечают, что “Аэроэкспресс” активно работает над увеличением пассажиропотока и повышением качества обслуживания пассажиров. К примеру в октябре –ноябре 2017 года железнодорожный оператор ввел в эксплуатацию 11 двухэтажных поездов, вместимость которых на 20–25% больше обычного подвижного состава.

В том числе компания занимается реконструкцией инфраструктуры на домодедовском направлении. На территории самого аэропорта Домодедово строится четырехэтажный терминал с крытым переходом в воздушную гавань.

Аэроэкспрессу до Пулково быть

Несмотря на невысокую долю московского аэроэкспресса, планы по строительству железнодорожной линии до аэропорта Пулково в Петербурге будут реализованы.

В середине декабря минувшего года парламент Петербурга принял региональный закон о регулировании в транспортной сфере. Некоторые депутаты полагают, что документ призван упростить строительство аэроэкспресса от Витебского вокзала до аэропорта Пулково, сообщает ИА REGNUM. Закон позволит городским властям самостоятельно устанавливать новые маршруты и новые виды транспорта без консультаций с парламентом.

Строительство железнодорожного пути ожидается на основе государственно-частного партнерства. К работе планируется приступить не позднее III квартала 2018 года. Протяженность аэроэкспресса до Пулково составит 8 км, расчетная загрузка – 8 млн пассажиров в год. По предварительным данным цена проезда до Витебского вокзала составит от 250 до 350 руб. Стоимость всего проекта оценивается в 19,3 млрд руб.

По мнению руководителя фракции "Яблоко" в ЗакСе Петербурга Бориса Вишневского, аэроэкспрессу не удастся окупить заявленные на него расходы. Ранее, в ноябре 2017 года, депутат обратился к вице-губернатору Петербурга Игорю Албину с предложением построить вместо аэроэкспресса более дешевую ветку узкоколейной железной дороги от станции метро "Купчино" до Пулково, передает “Коммерсантъ”. Маршрут нового транспортного пути парламентарий предлагает провести по трассе Малой Октябрьской узкоколейной железной дороги с ответвлением от нее в направлении аэропорта Пулково на участке между станциями Шушары и Паровозный Музей.

По мнению некоторых экспертов, петербуржцам достаточно автобусного сообщения, которое сейчас в основном осуществляется по выделенной полосе.

«Можно запустить дополнительные автобусы к другим станциям метро, либо через кольцевую, либо через новые развязки... Дорожная сеть сейчас позволяет это сделать и она не загружена. Но если инвесторам хочется заняться строительством аэроэкспресса, то почему бы и нет. Но только за частные деньги, чтобы не произошло, как с ЗСД, где город платит огромную сумму неполученных доходов», – рассуждает В. Валдин.

Аэроэкспресс – самый дешевый и скорый способ добраться до Шереметьево при одиночной поездке

Для оценки стоимости и затрачиваемого времени на проезд был выбран маршрут из самого густонаселенного района Москвы – Марьино (251,5 тыс. человек) – до аэропорта с самым высоким объемом пассажиропотока в стране – Шереметьево (40,09 млн человек в 2017 г.). Расчеты были произведены 22 февраля в дневное время (12.30) на основе данных сервиса "Яндекс.Пробки".

Кратчайший путь по направлению станция метро Марьино – аэропорт Шереметьево займет 1 ч 27 мин. Чтобы добраться на метро от станции "Марьино" до "Белорусской" потребуется 52 мин. Время в пути аэроэкспресса с Белорусского вокзала до аэропорта Шереметьево составит 35 мин. Стоимость билета на скорый поезд до Шереметьево по тарифу "стандарт" составит 420 руб. Цена одного проезда на метро по билету "Единый" равна 55 руб. Совокупная стоимость поездки – 475 руб.

Время в пути на автомобиле от станции метро "Марьино" до аэропорта Шереметьево по наиболее оптимальному маршруту займет 1 ч 20 мин.

Поездка на машине по системе каршеринг составит в среднем 448–512 руб. По данным каршеринговой компании CAR5, с середины января по середину февраля, клиенты оператора совершили 50 поездок в аэропорт Шереметьево. Внуковское направление оказалось менее популярным - около 35 поездок. Парковку авиаузла Домодедово CAR5 не обслуживает. Каршеринговые компании Belkacar и Делимобиль не успели предоставить комментарий вовремя.

Стоимость поездки, в зависимости от агрегатора такси, составит около 1000–1499 руб. В компании "Яндекс.Такси" отказались раскрыть информацию о доле маршрутов в московские аэропорты от совокупного пассажиропотока сервиса.

Поездка на личном автомобиле класса D (средний класс) будет стоить 1337 руб. по расчетам, основанным на данных исследования PricewaterhouseCoopers (PwC) за 2017 год с учетом объема затрат в 20,9 руб. на 1 км.

Конкурентным преимуществом автомобильной перевозки является возможность доставки пассажира от двери до двери.

Однако, в свою очередь, для аэроэкспресса не существует препятствий в виде пробок, что позволяет ему разгрузить наземные маршруты. Дополнительным негативным фактором может послужить низкая ритмичность и скорость следования электричек в аэропорты Москвы, считает заместитель руководителя Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПС Яна Соколова.

Напомним, что в аэропорт Шереметьево электрички железнодорожного оператора отправляются каждые полчаса с 6.00 до 12.00, аналогичный график сообщения применяется также на шереметьевском направлении. Во Внуково подвижной состав следует каждые каждый час с 6.00 до 12.00.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions