+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.09.2015 11:52:24
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Контейнерные порты Украины: тотальное падение объемов

Практически все порты Украины, работающие с контейнерами, демонстрируют серьезное снижение оборота. Такая оценка сформирована участниками IX Черноморского контейнерного саммита (Одесса) с опорой на итоги работы портовой отрасли Украины за 8 месяцев. 


Согласно данным Мининфраструктуры Украины, в группе специализированных контейнерных портов Украины наиболее заметное снижение имеет место у Ильичевского морпорта – почти вчетверо к январю-августу 2014-го. Если за 8 месяцев прошлого года порт переработал свыше 135 тыс. TEU, то в текущем – лишь 38 тыс. С учетом сохранения подобной динамики по концу года мощности порта как высокоспециализированного контейнерного будут задействованы не более чем на 5-10%. Подобный результат складывается как суперпозиция двух негативных факторов – общего падения контейнерного рынка Украины и конфликта порта с экс-оператором контейнерного терминала, компанией «Контейнерный терминал Ильичевск» (КТИ).


Второй из специализированных портов Украины, Одесский, безусловный лидер отрасли по объемам перевалки контейнеров (обеспечил более 75% совокупного оборота портов за 8 месяцев), продемонстрировал спад на 12% - с 275 до 240 тыс. TEU. При том, что пропускная способность по контейнерам Одесского порта все еще ниже, чем соседнего Ильичевского (0,9 млн TEU против 1,1 млн TEUсоответственно), его мощности по концу года также будут серьезно недоиспользованы (не более чем на две трети потенциала).

Третий из специализированных контейнерных портов Украины, Южный, сохранил позитивную динамику, однако рост составил минимальную величину - 1,4% к январю-августу 2014-го или +485 TEU, до 34,5 тыс. TEU. Сохранили рост две основные составляющие контейнерной загрузки порта – импорт (формируется, главным образом, за счет тропических фруктов) и экспорт (за счет зерна). Однако потенциал годовой пропускной способности порта, оснащенного наиболее современным для акваторий Украины контейнерным оборудованием, также будет использован незначительно - на 10-12%.

Критическая ситуация складывается в Азовском морском регионе Украины, где с контейнерами могут работать основные региональные порты - Мариупольский и Бердянский (оба – с использованием универсального кранового обеспечения). В Бердянском порту контейнеры не перерабатываются; в Мариупольском объемы остаются, однако перевалка упала десятикратно – с 4 до 0,4 тыс. TEU. В то же время Мариуполь сохраняет определенные позиции как в сегменте импорта, так и импорта контейнеров, хотя объемы по обеим составляющим падают. Сведен к нулю транзит (годом ранее через Мариуполь прошло транзитом около 1 тыс. TEU).

Противоречивой является картина контейнерной загрузки т.н. «малых» портов республики – неспециализированных, имеющих минимальные возможности по перевалке контейнеров. Так, полностью выбыл с данного рынка Белгород-Днестровский порт (дислоцируется в Одесском регионе), переработавший за 8 месяцев 2014-го около 0,3 тыс. TEU. В то же время вдвое увеличил перевалку Херсонский порт (Николаевский морской регион) – с 0,4 до 0,8 тыс. TEU. Соседний с Херсонским Октябрьский морской порт имеет нулевую динамику – как и годом ранее, переработано около 0,3 тыс. TEU. Продолжается простой Николаевского морского порта, также имеющего возможности перерабатывать контейнерные грузы. По оценке специалистов рынка, подобная разнонаправленная динамика портов, близких по возможностям, свидетельствует о наличии фактора субъективизма в работе украинских государственных структур, задействованных в сфере оформления и пропуска контейнеров.

РЖД-Партнер напоминает, что порты Украины прервали рост контейнерооборота в 2014 году: если в 2013-м объемы увеличились на 11%, то в 2014-м допущено снижение почти на 15%.

Владимир Каткевич 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions