Необходимость оптимизировать расходы заставляет ОАО «РЖД» уточнить приоритеты развития железнодорожной инфраструктуры на Дальнем Востоке. В ближайшей перспективе приоритетом названы маршруты, нацеленные на реконструкцию БАМа, Транссиба с выходом к Ванино-Совгаванскому транспортному узлу.
Сводный перечень первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона предусматривает обязательства ОАО «РЖД» обеспечить пропускную способность ДВЖД в 2020 году на 66 млн т грузов больше, чем в 2012-м, из них 11 млн т – за счет использования тяжеловесных поездов и инновационных вагонов с нагрузкой на ось 25 тс, а остальной объем – 55 млн т – за счет развития железнодорожной инфраструктуры Транссиба и БАМа. Таким образом, пропускная мощность сети в Приморском крае составит 94,9 млн т в год.
По расчетам дороги, реализация первоочередных мероприятий программы позволит обеспечить повышение пропускной способности отдельных участков Северного широтного направления с 16 до 25 пар поездов, а на Транссибе – с 65 до 91 пары.
В 2015 году на Восточном полигоне была предусмотрена реконструкция целого ряда станций, в том числе с удлинением приемо-отправочных путей, строительство новых разъездов и двухпутных вставок, а также оборудование трех участков современными устройствами автоблокировки и централизации. Ведутся проектно-изыскательские работы по модернизации участка пути Биробиджан – Ленинск длиной 121 км и инфраструктуры погранперехода Махалино – Камышовая – Хуньчунь.
Начаты строительно-монтажные работы по реконструкции 22 станций. Еще целый ряд проектов предполагает удлинение приемо-отправочных путей и модернизацию участков на наиболее грузонапряженных направлениях, в том числе с увеличением протяженности двухпутных путей.
Строительство нового Байкальского тоннеля выделено в отдельный проект. По данным ОАО «РЖД», это один из самых сложных и больших объектов, которые предстоит построить на Восточном полигоне. Его длина – 6,7 км. Сегодня пройдено почти 1,3 км.
Объект сооружается с помощью проходческого механизированного комплекса Lovat RM394DS с диаметром резания щита 10 м. Такая технология, по мнению специалистов Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», является оптимальной: одновременно с проходкой самого тоннеля обеспечивается монтаж и закрепление тюбинговых креплений. Фактически вся работа механизирована, а строителям по окончании проходки тоннеля останется только провести коммуникации и уложить путь.
Сейсмическая обстановка в регионе предъявляет особые требования к конструкциям и материалам, используемым при строительстве. Новый тоннель сможет выдержать землетрясение магнитудой до 8,5 баллов.
По данным ДКРС-Иркутск, завершаются работы по строительству второго пути на двух перегонах западного участка БАМа. Общая длина укладываемых путей – около 45 км. Эти работы начались в конце прошлого года в условиях дефицита предоставления ремонтных окон. Поэтому пришлось обеспечить максимальную производительность труда при строительстве в сочетании с четкой разбивкой проекта на отдельные этапы, чтобы сохранить объемы предъявленных движенцами поездопотоков. В итоге в конце текущего года ожидается завершение строительства двух перегонов, сдача которых запланирована уже в 2016-м.
Как особо отметил представитель ОАО «РЖД», модернизация Транссиба и БАМа велась в последние годы непрерывно, что позволило сейчас существенно увеличить объем железнодорожных перевозок в направлении портов Ванино и Советская Гавань. А эти маршруты, как было сказано на заседании технического совета ДВЖД, в настоящий момент считаются для магистрали ключевыми.
Напомним, что модернизацию железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань ОАО «РЖД» проводит с 2007 года. В частности, введены 12 разъездов. Построены Кузнецовский тоннель и четыре участка второго пути. Все это позволило увеличить пропускную способность линии с 7,5 млн т до 24–27 млн т в год.
Нынешней осенью на БАМе в рамках реконструкции Восточного полигона практически завершена модернизация участка Пони – Кун. В конце сентября был построен новый второй путь, на который затем было переключено движение поездов, чтобы можно было капитально отремонтировать и первый путь.
Ранее участок Пони – Кун был однопутным на деревянных шпалах. На нем имелся целый ряд кривых малого радиуса, которые ограничивали скорость движения железнодорожных составов. Эксплуатационную работу также осложняли крутые спуски и подъемы, требовалось использование дополнительных тепловозов-толкачей.
Реконструкция участка продолжалась 2 года. Только для устройства земляного полотна необходимо было вынуть около 1 млн кубометров грунта. Причем приходилось действовать в нелегких условиях. В частности, при разработке одной из выемок строители были вынуждены провести буровзрывные работы.
При модернизации участка Пони – Кун профиль пути спрямили. Ликвидировали 10 кривых малого радиуса, что дало возможность сократить длину участка на 3,1 км, теперь она составляет 7,9 км. Скорость движения поездов увеличилась почти в 1,5 раза. Качество нового пути на железобетонных шпалах позволяет пропускать тяжеловесные поезда весом до 6300 т.
В 2015-м на линии Комсомольск – Советская Гавань также были реконструированы две станции. До конца года планируется ввести в эксплуатацию еще одну и открыть дополнительный разъезд.
По проекту модернизации БАМа и Транссиба в 2015-м проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы велись почти на 200 объектах. За счет средств государственного бюджета освоены планы обустройства 67 из них, Фонда национального благосостояния России – еще 23. В целом в текущем году по Восточному полигону лимит капиталовложений в границах ДВЖД в 1,5 раза превысил прошлогодний.
Согласно решению правительства РФ реконструкция БАМа и Транссиба с развитием пропускной и провозной способности (Восточный полигон) в границах Дальневосточной железной дороги должна обеспечить рост грузовых перевозок на 66 млн т. В планах – три сотни различных объектов, которые следует ввести в строй.
Если данная программа будет осуществлена в полной мере, то это позволит до 2020 года реализовать целый ряд масштабных проектов. Напомним, что в границах Ванино-Совгаванского транспортного узла строительством дополнительных портовых комплексов занят целый ряд стивидорных компаний. Новые причалы могут превратить этот узел в один из крупнейших центров экспорта российского сырья – угля, сжиженного газа, а также продуктов нефтехимии и металлургии.
В частности, ООО «Сахатранс» создает новый терминал в бухте Мучке, где планируется принимать суда дедвейтом до 168 тыс. т. Мощность перегрузочного комплекса – до 24 млн т в год. Подвоз грузов целиком зависит от железной дороги.
Еще один глубоководный терминал по перевалке угля должен заработать в зоне мыса Бурный. Его оператор – ООО «Дальневосточный Ванинский порт». Намечаемые объемы перевалки – до 15 млн т ежегодно.
В Советской Гавани также развернулось строительство комплекса по перевалке сжиженного углеводородного газа (СУГ). В 2016 году ООО «Компания Ремсталь» планирует отправить первые партии сырья.
На втором этапе круг поставщиков продуктов газо- и нефтехимии намечено расширить, что позволит прокачивать через терминал не менее 10 млн т. Это может произойти уже в 2020 году.
Переработку грузов намерены увеличить и другие стивидорные компании. Для всех этих проектов требуется продолжение модернизации инфраструктуры на полигоне Дальневосточной железной дороги на подходах к Ванино-Совгаванскому узлу, а также развитие припортовых станций.
Недавно возможности увеличения пропускной способности магистрали обсудили начальник Дальневосточной железной дороги Николай Маклыгин и губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. Было заявлено о намерении сотрудничать по нескольким направлениям. По словам В. Шпорта, в предыдущие годы партнерство краевых властей с руководством магистрали позволило успешно реализовать немало совместных проектов. «Однако еще больше предстоит сделать», – отметил губернатор.
Важный для магистрали вопрос – реализация намеченной инвестиционной программы в запланированном объеме. Перераспределять приоритетные для обеспечения пропускной способности инфраструктуры средства на более поздние сроки ввода нежелательно, считают в правительстве Хабаровского края.
Дополнительные резервы для увеличения объемов перевозок, по словам начальника ДВЖД, у магистрали имеются. Они заключаются прежде всего в улучшении технологии организации перевозочного процесса и в более эффективном использовании тяговых ресурсов. Сейчас на дороге активно работают по каждому из направлений.
Александр Солнцев
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions